Детская страничка

Как любить евреев

9.07.2013

Наши мудрецы говорят, что любовь евреев друг к другу приближает Избавление. И сами они показывают нам примеры того, как надо любить евреев. Вот некоторые истории, сохранившиеся в Талмуде.

История первая. Раби Ханина и куры

Однажды кто-то забыл возле дома раби Ханины несколько кур и петухов. Раби Ханина забрал их в дом и стал ждать, когда придет хозяин. Хозяин все не приходил и не приходил, и раби Ханина покупал курам корм и берег их от хищников. Он не ел яйца, которые они несли в это время, – ведь они принадлежали хозяину кур.

Из яиц вывелось множество молодых кур и петухов. Все они хлопали крыльями, кукарекали и гадили во дворе раби Ханины. Это очень мешало ему учить Тору. Тогда раби Ханина продал всех птиц и купил на эти деньги коз. Козы тоже расплодились, и вскоре их было целое стадо.

Наконец, хозяин кур снова прошел через город раби Ханины и вспомнил о своей пропаже. Он постучался к раби Ханине и спросил, не видел ли он тут его пропавших кур.

Раби Ханина спросил, нет ли у него какого-нибудь признака, по которому можно отличить его кур. Хозяин кур назвал признак, и раби Ханина отдал ему стадо коз.

История вторая. Раби Гилель отвечает на вопросы

Раби Гилель был очень уважаемым человеком, главой Санэдрина. Но он никогда ни с кем не разговаривал свысока и к каждому человеку относился с уважением.

Однажды два человека поспорили на четыреста монет, кто сможет вывести Гилеля из себя. Это была пятница, и Гилель мыл голову в честь святой субботы, как вдруг услышал на улице крики: «Кто тут Гилель? Где живет Гилель?» Гилель завернулся в полотенце и выглянул на улицу:

- Сынок, я Гилель, что тебе нужно?

- У меня к тебе вопрос.

- Спрашивай, сынок.

- Почему у африканцев широкие ступни?

- Сынок, ты задал хороший вопрос. Это оттого, что им приходится много ходить по болотам.

- У меня есть еще много вопросов. Но я боюсь, что ты будешь гневаться.

Гилель поплотнее завернулся в полотенце и вышел из дома:

- Не бойся, сынок, спрашивай все, что хочешь.

- А ты тот самый Гилель, которого называют вождем евреев?

- Да.

- Так если это ты, пусть не будет больше таких, как ты, среди евреев!

- Почему, сынок?

- Потому что из-за тебя я проиграл спор на четыреста монет!

- Сынок, спокойствие стоит того, чтобы ради него потерять четыреста монет.

История третья. Господин Уква и его жена прячутся в печи

Господин Уква старался скрывать от людей свои добрые поступки. Каждое утро он в тайне клал на порог дома соседа-бедняка четыре монеты. Однажды сосед решил проследить, что же это помогает ему. Он спрятался за дверью и стал ждать. Господин Уква и его жена вышли из дома, положили деньги на порог соседа и отправились по своим делам. Но тут они заметили, что за ними следят, бросились бежать и спрятались в большой печи, в которой все жители их деревни пекли хлеб.

Горячую золу из печи уже выгребли, но ее глиняный пол все еще не остыл до конца. Ступням господина Уквы стало горячо. И тогда его жена предложила: «Поставь свои ноги на мои». Спросил ее господин Уква: «Как же так, почему для тебя Б-г сотворил чудо, и твои ступни не обожглись, а мне Он такого чуда не сотворил?» Ответила ему жена: «Это потому, что я сижу дома, готовлю еду, и когда приходят нищие, мне есть чем накормить их. А ты даешь нищим всего лишь деньги, на которые надо еще купить еду».

Об этом приключении господина Уквы наши мудрецы сказали: «Лучше сгореть в печи, чем смутить своего ближнего».

Еще одному нищему господин Уква каждый год посылал четыреста монет. Однажды ему рассказали, что этот нищий слишком избалован: любит старое вино и благовония. Что же господин Уква? Возмутился и перестал посылать этому нищему деньги? Нет. Он удвоил сумму, чтобы избалованный нищий мог покупать не только самое необходимое, но и вино и благовония.

Перед смертью господин Уква попросил принести книгу, в которую записывал суммы, отданные на благотворительность. Перечитал господин Уква книгу и вздохнул: «Маловато для такой дальней дороги! Раздайте-ка нищим половину моего состояния!»

Наши мудрецы спрашивают: «Как же так? Ведь запрещено же раздавать на благотворительность больше пятой части состояния!» И отвечают: «Это здоровому человеку запрещено, чтобы он не обеднел и не стал сам нуждаться в помощи. А умирающему можно раздать хоть все!»