Их след в нашей истории

Бабушка Симха

9.07.2013

Потомок гениев Торы и сама не последний ее знаток, выросшая в доме великого Бен Иш Хая, она была благочестива, скромна и добра. В Багдаде и Иерусалиме она оставила о себе легенды.

 

Бабушка Симха была известна всем иерусалимским женщинам еще полвека назад.

Она родилась в 1878 году в семье раввина Хаима и Пархи Сомех. Выросла в доме дяди – величайшего иракского мудреца начала 20-го столетия Бен Иш Хая. В этом доме и приобрела она свои обширные познания в Торе и знаменитую Б-гобоязненность.

Бабушкой ее прозвали не случайно. Она – бабушка выдающегося религиозного лидера, раввина Мордехая Элияу, мудреца и каббалиста, стоявшего на посту главного раввина Израиля в течение десяти лет.

Бабушка Симха умерла в 1959 году, чуть более полувека назад. Это – еще вполне живая история. Рассказы о ней записаны рукой секретаря рава Элияу и проверены самим равом Элияу.

Дом Торы

Симха вышла замуж за раввина Шауля Цадку. У них родилось четверо сыновей и дочь. Все, кроме младшего сына, родились в Багдаде. После этого семья решила исполнить желание великого Бен Иш Хая, призывавшего иракских евреев возвращаться в Святую Землю. Здесь, в Иерусалиме, и родился их младший сын.

В те времена считалось, что чем больше женщина разбирается в Торе, тем больше она пренебрегает точностью в исполнении заповедей, полагаясь на свое понимание. У ребецн Симхи все было ровно наоборот. Чем больше она учила Тору, тем больше старалась исполнять заповеди как можно точнее. Все ее мысли, все ее время были посвящены Всевышнему. Она совершенно удалилась от любых наслаждений этого мира. На ее столе постоянно лежала книга ее великого воспитателя – Бен Иш Хая, которую она знала вдоль и поперек. Но все же, когда к ней приходили задать вопрос, она раскрывала книгу и читала ответ по ней – чтобы не производить впечатление, что это ее личный ответ, не дай Б-г!

Субботнее наслаждение

Родственники бабушки Симхи вспоминают, что она готовила субботнее жаркое особого, изысканного вкуса. Дочь и невестки не смогли повторить этот вкус, сколько ни пытались. Сыновья приходили в родительский дом по субботам, только чтобы попробовать знаменитого маминого жаркого. Когда у бабушки Симхи просили рецепт, она отвечала: «Я готовлю все как обычно, как все, но при этом молюсь: «Да будет на то желание Всевышнего, чтобы это жаркое было в честь субботы, и чтобы с его помощью можно было исполнить заповедь субботнего наслаждения!»

Дочери и невесткам она говорила, что, ставя на огонь субботние кушанья, надо говорить с искренним чувством: «Это – в честь святой субботы».

Молитва от всего сердца

Всю свою жизнь ребецн Симха молилась три раза в день. Когда дети были маленькими, для этого требовалось буквально самопожертвование. Когда же они выросли и покинули родительский дом, ребецн Симха стала молиться все три молитвы в синагоге, с миньяном (десятью взрослыми мужчинами-евреями, необходимыми для общественной молитвы), как мужчина.

Молилась она в синагоге «Бейт Аарон», что в иерусалимском районе Бейт-Исраэль.  Сидела одна-одинешенька в женском зале синагоги и тихо-тихо молилась вместе с миньяном, что в мужском зале. Утреннюю молитву начинала она с самым ранним миньяном, но молилась так проникновенно, что заканчивала уже со вторым миньяном.

Бабушка Симха старалась как можно точнее исполнять заповеди, связанные с благословениями. У нее дома были точные весы, на которых она взвешивала еду, так чтобы ее количества не оказалось меньше, чем требуется для произнесения благословения.

Однажды в новомесячье в дневной молитве кантор в синагоге забыл сказать вставку, посвященную новомесячью. Бабушка Симха негромко постучала со своей женской половины, чтобы намекнуть об этом молящимся, но никто не обратил внимания на этот стук. Она не хотела кричать, чтобы не привлекать к себе внимания, дождалась конца молитвы и сказала о забытой вставке одному своему родственнику. Часть молившихся вернулась в зал, чтобы повторить молитву уже со вставкой, но бабушка Симха заметила: «По закону, если кантор забыл прочитать вставку во время молитвы, то после ее окончания заново молитву уже не повторяют, чтобы не утруждать общину».

Монета от Бен Иш Хая

Иерусалимские раввины и лидеры поколения ходили к бабушке Симхе – спросить, как ее великий дядя разрешал те или иные сложные вопросы Торы. Автор книги «Каф ахаим», один из крупнейших иерусалимских раввинов той эпохи, посылал к ней своих родственниц, чтобы задавать вопросы. Она отвечала им, как решал подобные вопросы ее дядя.

Рассказывают, что дядя подарил ей особую медную монету, с которой она сравнивала цвет кровяных пятен (определение цвета пятен необходимо в законах семейной чистоты). Однажды внук, раввин Мордехай Элияу, спросил ее, почему она больше не пользуется этой монетой. На это бабушка ответила, что нынче люди измельчали, и уже нельзя судить их по всей строгости Торы, как во времена ее дяди. Но и делать послабления в вопросах Торы она тоже боится – вот и перестала отвечать на вопросы.

Ребецн Симха была, безо всякого сомнения, оригинальной фигурой в иерусалимском пейзаже и во всем еврейском мире вообще. Женщина, принимающая алахические решения!? И великие раввины, идущие к ней задать вопрос!?

Бабушка Симха умерла в возрасте 81 года, оставив после себя детей, внуков и правнуков – раввинов и каббалистов, идущих дорогой Торы.