Их след в нашей истории

Батья: из царского дома в дом Всевышнего

14.03.2013

Дочь фараона, правителя мировой державы, поработителя и мучителя евреев, находит на берегу реки еврейского младенца. Вопреки указу отца и опасности для ее собственной жизни, она спасает и растит ребенка, а в благодарность за это попадает в рай живой, не испытав смерти.

Советники фараона увидели по звездам, что должен родиться спаситель евреев, который выведет их из Египта. Поэтому фараон и решил на всякий случай убивать всех еврейских новорожденных мужского пола.

Мать Моше прятала его дома, сколько могла, а потом отнесла на берег Нила в надежде, что здесь его найдет и выдаст за своего сына какая-нибудь египтянка. Ее надежды оправдались: к берегу Нила вышла ни кто иная, как сама египетская принцесса Батья. Что делала Батья на берегу Нила?

Дворец фараона был средоточием языческих культов. И только дочь фараона не принимала участия в языческих богослужениях. Комментаторы Торы говорят, что в тот день она решила окунуться в воды Нила, чтобы очиститься от язычества и окончательно принять единобожие.

На берегу Нила принцесса услышала детский плач. Она оглянулась и увидела корзинку с еврейским младенцем. Батья сжалилась над малышом и решила его спасти. Служанки, видя ее намерение, ужаснулись: как дочь фараона может пойти против указа собственного отца!? Но Батью не остановила опасность доноса. Она протянула руку, чтобы поднять ребенка. И тут, как считают некоторые комментаторы, произошло чудо: Всевышний удлинил руку так, чтобы Батья могла без труда дотянуться до ребенка.

Было ли это чудо таким уж необходимым? Были ли на пути принцессы препятствия, не позволявшие поднять ребенка без помощи чуда? Давайте оставим этот вопрос без ответа, потому что это чудо было необходимо в любом случае. Необходимо не ей, а нам.

Оно учит нас не избегать задач, которые кажутся нам невыполнимыми. Дорогу осилит идущий. Тому, кто делает первый шаг, Всевышний протягивает руку помощи.

Заслуга приемной матери

И вот Батья держит на руках младенца с необыкновенно красивым лицом, словно излучающим свет. Она понимает, что ребенок этот – еврейский, но все же решает вырастить его как сына.

Батья назвала младенца Моше, что означает вынутый, спасенный. Комментаторы объясняют, что на Батью снизошел дух пророчества, который дается родной матери во время выбора имени ребенка. Так, имя Моше одновременно означало и спасенного, и спасителя, что соответствовало предназначенной ему в будущем роли.

Наши мудрецы добавляют, что отсюда видно, как велика заслуга спасителя человеческой жизни. Ведь у Моше было много других имен, но в истории он остался под именем, данным ему не родной матерью, а приемной. И даже Всевышний обращается к нему, используя именно это имя.

Мидраш рассказывает, что Всевышний сказал Батье: «Моше не был рожден тобой, но ты назвала его сыном. Мера за меру. Ты не родилась моей дочерью, еврейкой, но я буду звать тебя Батья, что означает дочь Всевышнего».

В Пятикнижии Батья называется не по имени, а «дочь фараона», дабы подчеркнуть тот факт, что она спасла Моше, несмотря на принадлежность к враждебному лагерю.

Воспитание Моше

Батья растила маленького Моше во дворце своего отца, рискуя жизнью и скрывая еврейское происхождение ребенка. Моше, родившийся праведником, отказался пить нееврейское молоко, и ей пришлось искать еврейскую кормилицу. Этой кормилицей стала родная мать Моше, Йохевед.

Четыре женщины подвергали свою жизнь опасности ради Моше. Мать, которая прятала его от солдат фараона. Сестра, которая осталась сторожить Моше, оставленного в корзинке на берегу Нила, а потом привела к нему родную мать в качестве кормилицы. Его жена Ципора, спасшая Моше от смерти, когда Всевышний хотел убить его. Все они – его близкие родственницы. И только четвертая женщина, Батья, не состояла с ним ни в каком родстве, но рисковала ради него жизнью на протяжении многих лет.

Часто приемным матерям хочется скрыть от ребенка, что он не родной. Но Батья не сделала этого и вырастила Моше как еврея. Она согласилась на то, чтобы его кормилицей стала его родная мать. Моше вырос с полноценной еврейской самоидентификацией. Он ушел к своим братьям, он болел их болями. Таким было воспитание, данное ему Батьей.

Наши мудрецы рассказывают, какой была любовь Батьи к своему приемному сыну: «Она обнимала и целовала его, как родного сына. Она не выходила с ним за пределы дворца из боязни сглаза…» Это чувство было взаимным. Во время казни египетских первенцев принцесса Батья не умерла, хотя и была старшей дочерью фараона, потому что Моше молился за нее.

«Ялкут Шимони» называет Батью среди самых праведных женщин-прозелиток: Агарь, Аснат, Ципора, Рахав, Рут, Яэль. Она – среди десяти человек, вошедших в рай живыми, не испытав смерти, и теперь она находится в первом зале рая.

По одной из версий, она стала женой Калева – одного из двенадцати разведчиков Земли Израиля, который не стал вместе со всеми порочить Землю и за это удостоился войти в нее.

Принято относить на ее счет строчку «И встанет засветло» в гимне «Женщина совершенная», поскольку она пророческим духом знала, что ей суждено спасти спасителя евреев, и поэтому вставала засветло и ходила по берегу Нила в поисках Моше.

Многие комментаторы Торы приписывают Батье заслугу избавления евреев из египетского рабства. Ведь если бы она не спасла Моше, он бы не вывел евреев из Египта.