От редактора

14.02.2013

Ялта


Ялта – одна из самых неординарных женщин, упомянутых в Талмуде. Это была женщина благородного происхождения, дочь рава Бар Абуа, прозванного «главой диаспоры», раввина вавилонской общины, и жена рава Нахмана, одного из значительных амораев (мудрецов эпохи Талмуда).

Сама она была большой праведницей и умным и эрудированным человеком, прекрасно ориентировалась в Торе. Ей приписывают многие высказывания из Талмуда.

Ялта родилась в очень богатой и знатной семье. Ее имя переводится как «девушка». Девочку баловали, многочисленные слуги исполняли малейшие ее желания. Она росла рядом с отцом и окружавшими его мудрецами, обсуждавшими сложные вопросы Торы и закона. Ялта прислушивалась к их беседам, на лету схватывая знания.

В результате из нее выросла умная и эрудированная, но при этом своевольная и несговорчивая девушка. Ей мало было бездумно исполнять законы Торы, она хотела знать смысл каждого из них. С этим ее качеством связано несколько талмудических историй, которые, судя, по всему, являются только верхушкой айсберга.

Когда Тора и величие объединяются

Муж Ялты, рав Нахман, стал столь значительной фигурой во многом благодаря этому браку. Он очень любил и уважал жену и всегда советовался с ней. Он знал, что Ялта привычна к богатству, и старался обеспечить ей привычный уровень комфорта.

В Талмуде не раз рассказывается о том, каких привилегий удостаивалась Ялта. Например, во время родов к ее лбу и животу прикладывали кусочки ваты, смоченные в самом чистом оливковом масле.

Когда народ собирался в синагоге послушать какого-нибудь известного проповедника, Ялту приносили в палантине, чтобы она не пострадала от давки. Талмуд объясняет это не избалованностью самой Ялты, но бережным отношением к ней народа, любившего ее за то, как щедро она делилась своими знаниями.

Соблюдение заповедей не означает отказ от удовольствий

Более того, на каждый запрет Торы есть замена, и это доказывает, что цель Торы – не лишить еврея удовольствия от этого мира. Именно это и старалась Ялта проиллюстрировать своим стилем жизни.

У еврея всегда есть выбор, каким способом получить удовольствие – запретным или дозволенным. Но в любом случае Тора не ставит себе целью причинить еврею страдания. Поскольку Ялта привыкла к роскоши, ее особенно интересовало отношение Торы к удовольствиям.

Однажды она спросила мужа: «Ведь у каждой вещи, запрещенной Торой, есть разрешенная замена. Нельзя употреблять в пищу кровь, но можно есть жаренную на открытом огне печень, полную крови. Нельзя есть нутряной жир домашнего скота, но можно – дикого. Есть ли что-то, имеющее вкус в точности как мясо с молоком, запрещенными в пищу вместе?» И рав Нахман ответил, что такой вкус имеет коровье вымя. Ялта попросила мужа принести ей коровье вымя, и рав Нахман исполнил ее просьбу. Вкус этого блюда Ялте понравился.

Мудрецы спрашивают, для чего Талмуд сохранил эту историю. Ведь на первый взгляд он выставляет Ялту и рава Нахмана в некрасивом свете: она хочет попробовать мясо с молоком, а он удовлетворяет ее вожделение.

Мудрецы же отвечают на свой вопрос: это история не о вожделении, а о желании исполнить Тору во всей полноте. Каким образом?

Сказано, что еврей не должен говорить, что не ест свинины, потому что она ему отвратительна. Напротив, он не ест свинины, даже если она ему желанна, по одной причине – из-за запрета Торы. Своим поступком Ялта показала, что не ест мяса вместе с молоком не потому, что ей не нравится их вкус, а из-за запрета Торы.

Женщина – это благословение

Ялта обладала острым языком и неуступчивым характером.

Однажды рава Нахмана посетил важный раввин из Земли Израиля. По традиции, после трапезы гостю поднесли бокал вина. Он произнес благословение, отпил и передал бокал хозяину. Рав Нахман предложил сначала дать отпить хозяйке дома. Гость, приехавший из Земли Израиля, где не было принято передавать бокал женщинам, отказался со словами: «Женщине нет необходимости произносить благословение на вино. Она получает благословение от мужа точно так же, как и плод в ее чреве».

Ялта была разгневана. Она спустилась в огромный винный погреб под домом и разбила четыреста кувшинов с дорогим вином. Рав Нахман попытался успокоить жену и послал ей другой бокал вина, но Ялта отказалась принимать его: «Мне не нужно милостей, мне был нужен тот бокал во время трапезы! А муж должен знать, что благословение его дому дается только ради его жены!»

Наши мудрецы не осуждают поступок Ялты, хотя она и преступила два запрета – напрасное уничтожение и гнев. Комментаторы объясняют, что она уничтожила вино не из несдержанного гнева, вызванного унижением, и не от того, что не получила бокал вина. Она сделала это хладнокровно и осознанно. Для того чтобы разбить четыреста кувшинов вина, требуется немало времени, это не может быть краткой вспышкой гнева. Ялте было больно за благословение, которое ей не дали произнести.

Несмотря на свой характер, богатство и положение в обществе, Ялта не отдалялась от простого народа. Она много общалась с простыми людьми и занималась благотворительностью. При этом она не только оплачивала помощь беднякам и мудрецам Торы, но и своими руками помогала им.

№: 43

Самые популярные материалы