От редактора

14.01.2013

Земля Израиля – народу Израиля


Один из вопросов, занимавших умы многих на протяжении всех лет руководства Седьмым Любавичским Ребе движением Хабад: почему он никогда не посещал Землю Израиля? Почему не перенес туда центр руководства движением?

Ребе

 

Заинтересованность Ребе в том, что происходит в Земле Израиля, была необыкновенной. Он разбирался в тонкостях самых разных израильских проблем и хорошо знал всех ключевых личностей в правительстве, экономике и так далее. Не раз он повергал в шок израильских министров знанием тонкостей и мелких деталей в самых секретных вопросах политики или безопасности.

Представители высшего командования Армии обороны Израиля, беседовавшие с Ребе, были потрясены его знанием топографии местности, на которую никогда не ступала его нога. Встречаясь с мэрами израильских городов, он демонстрировал уверенную ориентацию в их проблемах.

Раби поддерживал репатриацию евреев в Израиль, заселение территорий, давал своим хасидам указание основывать здесь различные производства. Поддерживал дух народа в самые тяжелые моменты.

Это и заставляло многих спрашивать, почему Ребе не репатриировался в Израиль. Сам Ребе никогда не говорил об этом. Только когда его прямо спрашивали, он давал краткие ответы. Одному из спрашивавших он ответил, что весь мир – тонущий корабль, а Земля Израиля – спасательная шлюпка; капитан садится в спасательную шлюпку последним.

Из некоторых других высказываний Ребе можно понять, что он видит в своем прибытии в Землю Израиля завершение работы по спасению еврейского народа от ассимиляции. И пока эта работа в разгаре, пока его посланники жертвуют собой в самых отдаленных точках мира, у него нет права воплотить свою мечту и обрести покой в Земле Израиля.

В этой статье собраны высказывания Ребе разных лет о принадлежности Земли Израиля.

Основа права на Землю

Право евреев на Землю Израиля, как и ее границы, основано на Б-жественном обещании Аврааму во время заключения «союза между половинами» (Бэрэшит, 15:7-21). В Торе об этом сказано: «Потомству твоему отдал Я землю эту». Раши поясняет: «Это сказано в прошедшем времени, потому что этим самым высказыванием акт передачи земли потомству Авраама был завершен. С тех пор Земля Израиля – нераздельное владение еврейского народа».

После завершения египетского изгнания, когда еврейский народ получил известие об избавлении, Всевышний повторил свое обещание, на этот раз в виде клятвы: «И приведу вас в страну, которую я поднял руку отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я – Б-г" (Шмот, 6:8). О словах «поднял руку» Раши говорит: «Чтобы поклясться троном Своим». Из этого стиха ясно, что Земля Израиля дана евреям в качестве наследства. Наши мудрецы в Талмуде поясняют, что наследие – это наследство от праотцев.

Таким образом, еще до дарования Торы, и даже до чудес, сделанных Всевышним в Египте, Всевышний поклялся праотцам, что Земля Израиля будет наследием каждого еврея в любую эпоху и в любой точке мира.

Не потому, что мы жили здесь

Тот факт, что евреи, приехавшие в Израиль семьдесят-восемьдесят лет назад, купили здесь земли, построили дома и поселились в них, не дает нам права на Землю Израиля. Ведь и до евреев этой землей владели другие народы. И что же, каждому из них это дает сегодня право претендовать на нее!?

И утверждение, что Земля Израиля принадлежит нам, потому что была отнята у нас завоевателями, не выдерживает критики. Следуя этой логике, можно было бы выгнать из Белого Дома американского президента и посадить вместо него вождя индейского племени. Более того, индейцы даже предъявляли похожие требования, но никому не пришло в голову прислушиваться к ним.

Таким образом, единственным основанием для претензий на Землю Израиля является для евреев Б-жественное обещание.

Не силой решения ООН

Решение ООН о создании еврейского государства тоже не выдерживает критики: ООН не может передать никому то, что ей не принадлежит. Более того, если мы признаем право ООН отдать нам Землю Израиля, то что будет, когда ООН изменит свое мнение и решит, что она нам больше не принадлежит!?

Ясно, что Б-жественное обещание – это единственное основание нашего права на эту землю. И когда Тору искажают, относя ее слова только к какой-то части евреев, являющейся меньшинством народа и не определяющей его политику относительно Земли Израиля, стремясь зачеркнуть прошлое и построить новую культуру, тем самым уничтожают само основание принадлежности Земли Израиля народу Израиля.

Право на Землю Израиля принадлежит евреям, даже когда они в изгнании

Несмотря на то, что мы до сих пор находимся в изгнании, вся Земля Израиля принадлежит народу Израиля целиком силой Б-жественного обещания.

Поскольку Земля Израиля была отдана народу Израиля во время «союза между половинами» – вечного договора, не подлежащего изменению – она остается эксклюзивным владением евреев даже после того, как они за грехи свои были изгнаны оттуда.

Точно так же, как грех золотого тельца и грех разведчиков, которые были уже после «союза между половинами», ничего не изменили в праве евреев на Землю Израиля, точно так же и сейчас, когда мы находимся в изгнании за свои грехи, вся Земля Израиля, целиком, по-прежнему принадлежит нам.

Более того, именно изгнание породило особые формы выражения тоски евреев по своей земле. Вся жизнь еврея пронизана молитвами и плачами по ней. Три раза в день он просит Всевышнего вернуть его в Землю Израиля: «И в Иерусалим вернись по милости Своей…», «И увидят глаза наши возвращение Твое в Сион…», «На спасение Твое надеемся каждый день…». Это напряженное ожидание – главное содержание всей жизни еврея.

Земля Израиля принадлежит и евреям, не живущим в ней на данный момент

Да-да, Земля Израиля принадлежит не только евреям, живущим в ней на данный момент, но в равной мере и тем, кто живет в любой другой стране мира. Ведь наследник имеет право на наследство, где бы он ни жил.

У каждого еврея, как живущего в Земле Израиля, так и за ее пределами, есть право на каждый клочок этой земли, даже у тех, кто «потеряны в земле ассирийской и далеко в земле египетской» (Ешаяу, 27:3). Это не право, которое еврей имеет благодаря каким-то своим достоинствам, но право наследного владения, данное Всевышним его предку Аврааму.

Как известно, наследник имеет право на наследство в любом состоянии, и никакой его поступок не может отнять у него это право. Наследство переходит из поколения в поколение, вечно, как это известно из закона Торы, который утверждает, что даже только что родившийся младенец является полноправным наследником.

Так что никакие обсуждения и голосования ничего не изменят: Земля Израиля точно так же принадлежит евреям диаспоры и маленьким детям, которые не могут голосовать и определять государственные решения.

Все мы имеем право на всю Землю Израиля целиком, и нет в этом плане никакой разницы между нами.

Никто не имеет право отдавать территории

Поскольку Земля Израиля не принадлежит ни одному еврею в отдельности, а только всем вместе, никто не может принимать решения об отдаче ее территорий другим народам.

Тем более сказанное относится к тем территориям, которые евреи получили от Всевышнего в качестве подарка. Категорически запрещено пренебрегать подарками Всевышнего!

Это подобно тому, как добрый и щедрый человек объявляет о раздаче имущества… принадлежащего не ему, а кому-то другому. А Земля Израиля не просто принадлежит «кому-то другому» – она принадлежит миллионам евреев во всех поколениях, а не только живущим в данный момент.

Единственно верный ответ народам мира

Раши учит нас, как реагировать, если в каком-то поколении народы мира будут претендовать на Землю Израиля или ее часть:

Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас – глава месяцев" (Шмот, 12:2), который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с сотворения мира? Потому что "силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен" [Теилим, 111:6]. Ибо если скажут народы мира Израилю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то ответят им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кому Ему угодно. По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".

Это и есть единственный и правдивый ответ народам мира: «По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам». Только такой ответ удовлетворит их. Если бы это не было так, Всевышний не написал бы в своей Торе столько слов без всякой цели и пользы.

Если народы мира будут говорить вам "Разбойники вы…», скажите им: «Величие дел Своих явил Он Своему народу, передав им земли народов» (Теилим, 111:6). Всевышний рассказывает евреям и другим народам о Своих деяниях, чтобы они знали, что сразу с сотворением мира Земля Израиля была отдана «тому, кому Ему угодно», с намерением затем передать ее евреям. Другими словами, даже если поначалу был период, когда Землей Израиля владели другие народы, это было так по желанию Всевышнего, который позже «по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам» навечно.

Истинная правда и справедливость

Эти слова относятся и к поборникам истины и справедливости среди нас, вопрошающих, как это мы, народ справедливости, не согласны отдать другим народам даже клочка земли и продолжаем отрицать их право на нашу землю.

Евреи, которые не хотят поступать согласно Торе и потому обращающиеся к народам мира с предложением отдать им части еврейской земли, должны спросить эти самые народы, что написано в Библии. Пусть услышат от них, что Земля Израиля принадлежит только и исключительно евреям!

№: 42

Самые популярные материалы