Здоровье

Врач-раввин

14.01.2013

Гениальный ученый Торы, философ, врач с мировым именем – все это об одном человеке. Раби Моше бен Маймон, сокращенно – Рамбам, или, как его привыкли называть в Европе – Маймонид, был личным врачом визиря, а позже и наследника престола, его сына Салладина.

Он оставил фундаментальные труды по еврейскому закону и философии, до наших дней имеющие первостепенное значение в еврейском наследии.


Рамбам родился в Кордовском халифате более семисот лет назад.

Воспитание и образование он получил у своего отца, раби Маймона-судьи, и у учителя своего отца – выдающегося раби Йосефа ибн Мигаша-судьи.

Жажда знаний породила дружбу между еврейским юношей и мусульманским мудрецом ибн Афлахом Ишбилаем. Вместе они изучали математику, медицину и философию. Но это было увлечение, делом же жизни для раби Моше оставалась Тора, которую он изучал днем и ночью. Уже в молодом возрасте он прославился в еврейском мире как непревзойденный гений Торы.

Получил он известность и как врач. Больные, считавшиеся неизлечимыми, ехали к нему со всего мира. Многих из них Рамбаму удалось излечить.

В здоровом теле – здоровый дух

Рамбам был первым в истории адептом превентивной медицины. В своих медицинских книгах и даже в труде по еврейскому закону «Мишнэ Тора» он пропагандирует здоровое питание и физическую активность.

Разбирался Рамбам и в психологии. Его можно считать первым мудрецом Торы, пропагандировавшим психотерапию. Так, в комментариях к Мишне он пишет, что тот, кто страдает от склонности к крайностям, должен обратиться к специалисту по излечению души. Такой специалист поможет определить проблему, посоветует, как гармонизировать душу и придти к золотой середине в проявлениях чувств при помощи постоянного упражнения недостающего качества. Эта система излечения душевнобольных базируется на учении Аристотеля и на высказываниях еврейских мудрецов, как пишет сам Рамбам в предисловии к своему комментарию.

  • Здоровое питание

Рамбам рекомендует выбирать блюда не по их вкусу, а по степени полезности. Если полезное блюдо еще и вкусно – замечательно. Но если вкусное блюдо вредно для здоровья, его лучше избегать. Рамбам призывает принимать пищу только на голодный желудок, не есть несколько разных блюд в одной трапезе и не наедаться досыта: «Чем больше желудок растягивается, тем слабее его деятельность» (Кцарот, 1:59).

  • Двигательная активность

Здоровый образ жизни немыслим без двигательной активности. Тот, кто недостаточно двигается, рано или поздно будет вынужден принимать лекарства.

  • Роль душевного здоровья в учении Рамбама

«Врач должен помнить, что у каждого больного сжимается сердце, а у каждого здорового душа широкая. И это – первый этап в излечении больного», – пишет Рамбам. Душевное здоровье – решающий фактор излечения в его системе. Рамбам видит в душевном здоровье непременное условие здоровья физического и требует лечить душу больного одновременно с телом.

Будучи одним из лучших врачей своей эпохи, Рамбам в 1185 году стал личным врачом визиря, а позднее – и наследника престола, Салладина. Вследствие этого он проводил много времени в царском дворце. Существует множество народных преданий об этом периоде его жизни. В основе большинства сюжетов лежит ненависть мусульманских придворных к успеху еврейского врача. Согласно придворному летописцу, мусульманину Аль Кити, Рамбам отказался от должности придворного врача, которую предлагал ему Ричард Львиное Сердце.

Кроме работы в качестве придворного врача Рамбам помогал множеству людей, приходивших к нему за излечением – евреям и неевреям. Арабский поэт Аль Саид ибн Сурат аль Мульк писал о нем:

Галанас лечит тело,

Рамбам – душу и тело.

Его познания прославили его как лучшего врача поколения.

Он умеет умерить сильнейшую боль.

Если бы луна пришла к нему,

Он излечил бы пятна на ее лике.

У Рамбама была собственная система лечения. Так, начинал он всегда с назначения лечебной диеты и применения самых простых средств. В письме к своему любимому ученику Йосефу ибн Акнин он пишет: «Тебе известно, насколько тяжела эта профессия для того, кто старается быть точным и действовать согласно совести и для того, кто говорит только то, что знает наверняка». В другом письме, адресованном Шмуэлю ибн Тивону, он описывает свою работу, занимающую весь день и иногда немалую часть ночи.

Вместе с тем, параллельно врачебной практике, он создавал свои монументальные труды по еврейскому закону и философии, а также был раввином и главой еврейской общины. Его имя было известно во всем еврейском мире, и вопросы по еврейскому закону и принципам веры ему присылали из множества общин.

Йеменская еврейская община состояла с Рамбамом в постоянной переписке и считала его своим раввином и главой общины. После тяжелых погромов, произошедших в Йемене, Рамбам написал свое знаменитое «Послание в Йемен», в котором он наставляет в вере людей, переживших катастрофу. Часть йеменских евреев относились к Рамбаму с таким восхищением, что, по свидетельству Рамбана (Нахманида), они включили его имя в текст молитвы «Кадиш»: «…При вашей жизни, в ваши дни и при жизни раввина Моше бен Маймона…»

Наследие Рамбама огромно и разнообразно. Ему нет равных по количеству написанных книг, по разнообразию тем, по глубине и оригинальности концепций. Свою самую первую книгу, «Слова разума», Рамбам написал в восемнадцать лет. Это творение основано на книге по логике неизвестного мусульманского философа X века.

Самое большое и важное произведение Рамбама – это, несомненно, «Мишнэ Тора», называемое также «Аяд Ахазака», поскольку оно состоит из 14 томов, а слово «яд» - рука – в числовом значении равно четырнадцати. Это краткое резюме всех еврейских законов, единственное из произведений Рамбама, написанное на святом языке. Все прочие книги Рамбам писал на арабском языке, но буквами святого языка.

Другие важнейшие книги Рамбама – полный сборник комментариев к Мишне и философские труды «Морэ Нэвухим» и «Кузари».

Кроме того, сохранилось множество посланий Рамбама в различные еврейские общины арабского мира. В них – ответы на алахические вопросы, советы, слова поддержки.

Рамбам ушел в мир истинный 24 тевета. Он похоронен в Святой Земле, в городе Тверии.