О месяце

Осенние праздники

12.09.2012

Вот и прошел еще один год. На пороге – новый. Это – хорошая возможность подумать о своей жизни в прошедшем году, исправить плохие привычки, укрепиться в жизни по Торе. Ибо еврейский год – это не просто год. Каждый его месяц, каждый праздник дает нам духовные силы и укрепляет нашу связь со Всевышним.

Завершение года. Начало года.



Элул, последний месяц еврейского календаря – время подведения итогов. Время раскаяния и милости. Поэтому в элуле приняты обычаи, пробуждающие в душе еврея раскаяние и заставляющие подводить баланс добрых дел за прошедший год.

В этом месяце мы подводим баланс духовной работы за прошлый год. Можно провести элул и просто так, как любой другой месяц, но в таком случае мы упускаем счастье, заложенное в потенциале этого месяца, и то огромное влияние, которое он мог бы оказать на нашу душу. Так что лучше остановиться и воспринять сообщение, которое элул посылает нам, и обрести новый смысл жизни.

Годовой баланс

Тора позволяет еврею ежегодно обновляться, освобождает его от рутины и позволяет обрести свежий взгляд на вещи. Наша жизнь состоит по большей части из скучной рутины. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Многие из нас ищут способы преодолеть эту рутину при помощи поверхностных средств, не затрагивающих сущности. Кто-то путешествует по миру, кто-то меняет профессию или место работы, кто-то – место жительства. И все это с одной целью – обрести утерянный вкус к жизни. И только тот, кто живет по Торе, не нуждается в этих средствах борьбы с рутиной.

Рамки еврейского образа жизни придают смысл каждому дню и каждой неделе. Еврейский календарь удивляет разнообразием. У каждого месяца – свой уникальный характер и настроение. А праздники и памятные даты содержат квинтэссенцию этих настроений. Есть дни траура, и есть дни веселья. И недельная глава Торы тоже придает особое содержание всей неделе.

Особенно это свойство еврейского календаря заметно в месяце элуле, который переворачивает весь привычный уклад жизни еврея.

Элул можно сравнить с последним месяцем финансового года. Предприниматель не может понять, заработал он или потерял, если не подведет финансовые итоги года. То же самое и в духовной жизни: человек не может оценить свой духовный уровень, а значит, и подняться на более высокий уровень, если не подведет итоги года.

Вот для этого нам и нужен элул. В этом месяце мы останавливаемся и проверяем себя, оцениваем свои успехи, честно смотрим в глаза своей совести и принимаем решение исправить, улучшить, прибавить.

Это важное дело мы совершаем не в одиночестве. В элуле сам Всевышний спускается к нам – ближе, чем во все другие периоды года. В элуле Всевышний уподобляется царю, который вышел в поле, чтобы встретиться со своими подданными. У подданных нет необходимости миновать стражников у ворот, просить о встрече с царем слуг и министров. Каждый желающий может приблизиться к царю и попросить всего, чего ему не хватает. Всевышний сейчас, в элуле, близок к каждому еврею. Сейчас легче принимать решения на будущее, исправлять и меняться.

Просить милости

Подведение итогов должно быть личным и не содержать даже намека на критику ближнего. Прежде всего, нужно посмотреть на себя. Самокритика – это созидание, исправление, обновление. Поднятие же самооценки за счет критики ближнего приводит к противоположным результатам.

Это время обращения к Всевышнему и просьбы о милости, каждому за себя и свою семью, а также за весь еврейский народ и за еврейскую землю, чтобы еврейская кровь перестала литься здесь, как вода. Укрепимся все, используем как надо возможности элула, и пусть будет у нас хороший и сладкий год!

Начало нового года

Название праздника: Рош Ашана.

Дата: 1-2 тишрея.

В этом году приходится на: понедельник и вторник, 17-18 сентября.

Особая заповедь праздника: слушать трубление в шофар.

Рош Ашана – это Судный День для всех творений. В этот день решается судьба каждого человека и то, как в будущем году будут удовлетворены его потребности, как материальные, так и духовные.

Но при этом глубинная сущность Рош Ашана – это воцарение, каждый год заново, Всевышнего над миром. Это день, в который Всевышний приказал: "Воцарите меня над собой". И мы исполняем этот приказ – главным образом посредством молитвы, в которой не один раз упомянута тема царства: "Правь всем миром во славе Своей", "Царь над всем миром" и т.д.

Первое тишрея – это не только первый день года в еврейском календаре, но "голова года". Почему первое тишрея вообще стало первым днем года? Ведь отсчет месяцев начинается с нисана, который в Торе назван первым месяцем!

Первое тишрея – это первый день после сотворения мира: "Это день начала дел Твоих, память о первом дне". В этот день Всевышний завершил творение, начатое двадцать пятого элула и длившееся шесть дней. На шестой день творение завершилось появлением человека, и это был Рош Ашана.

Как голова человека управляет телом, так Рош Ашана определяет все, что произойдет с нами в будущем году, как сказано: "Глаза Г-спода Б-га на ней от начала года до конца года" – в Рош Ашана определяется, что будет в конце года (Талмуд, Рош Ашана, 9:1).

Судный День

Подготовка к Рош Ашана начинается в элуле, месяце милости и чтения «Слихот», особых молитв о прощении. Особенно много «Слихот» читают в последний день перед праздником, чтобы встретить его после просьб о прощении перед Всевышним и принятия важных решений на будущее совершать только добрые поступки. Так мы вступаем в Судный День раскаявшимися, и Всевышний прощает нам прошлые грехи.

В этот день человека судят за его поступки, в этот день решается все, что произойдет с ним в течение наступающего года. В этот день Всевышний определяет ему меру пропитания до конца года, в этот день записывается приговор каждого творения – кто будет жить, а кто умрет; кто обретет покой, а чья доля – скитания; кто обретет счастье, а кто – мучения; кто обеднеет, а кто обогатится; кто поднимется, а кто упадет. А "раскаянье, молитва и благотворительность отменяют суровый приговор", как говорится в молитве Судного Дня.

Поэтому в Судный День много молятся и просят Всевышнего о милости, принимают решения о пожертвованиях на благотворительность (в сам Судный День давать пожертвования запрещено), чтобы удостоиться хорошего года.

Потому этот день и называется Судным.

В Рош Ашана нужно обязательно придти в синагогу, чтобы услышать трубление в шофар. Тем самым мы признаем царство Всевышнего над миром. А также напоминаем заслугу праотца Авраама, который был готов принести в жертву Всевышнему своего единственного сына Ицхака. Всевышний велел заменить Ицхака на жертвеннике бараном. Шофар, сделанный из бараньего рога, напоминает об этой истории. Пусть же в заслугу Авраама Всевышний услышит наши молитвы и пошлет нам добрый год!

Название праздника: День Искупления.

Дата: 10 тишрея.

В этом году приходится на: вечер вторника 25 сентября (начиная с заката) и до вечера среды 26 сентября (до выхода звезд).

Важнейшая характеристика: День Искупления – это день скрепления печатью приговора, вынесенного в Судный День. Это святой день, и благодаря этой святости он искупает грехи человека. Мы, со своей стороны, принимаем святость этого дня постом, раскаянием и молитвой.

Заповеди праздника: пост и молитва.

Это единственный праздник, в который прямым текстом в Торе предписано поститься.

Пост нужен не только для того, чтобы искупить грехи. У него есть и дополнительный смысл. В День Искупления, когда у каждого еврея открывается внутренняя еврейская сущность, он совершенно отрывается от материального мира. Еда, питье и прочие физические потребности мешают нам в момент этого раскрытия души. Поэтому мы постимся, надеваем белые одежды и уподобляемся ангелам.

Как День Искупления искупает?

О Дне Искупления сказано: "Сила Дня Искупления". Иными словами, День Искупления имеет силу искупать грехи.

В течение года человек иногда грешит. Он пятнает свою душу, и эти пятна необходимо отмыть. Эти пятна – наносное. Душа же еврея остается святой и чистой. Животная природа толкает его грешить вопреки истинному желанию его души.

Эта внутренняя природа души обычно скрыта от глаз. Но в День Искупления внешние слои отваливаются, и душа светит во всю свою мощь. В этот день Всевышний близок к нам, и это пробуждает душу и заставляет ее сбросить внешнюю шелуху и раскрыть свою сущность.

И тогда становится ясно, что грехи – это только видимость. Оказывается, что внутри еврей – это бриллиант, и никакие грехи не в силах уменьшить его блеск. В День Искупления еврей виден таким, каков он есть на самом деле!

Все это при одном условии: если еврей соблюдает пост Дня Искупления. Если же он нарушает пост, вступает в действие правило: "Прокурор никогда не превращается в адвоката". Другими словами, сам День Искупления становится еще одним обвиняющим фактором, а не оправдывающим.

Возможно, именно поэтому подавляющее большинство евреев соблюдают пост Дня Искупления.

О прощении грехов по отношению к ближнему недостаточно просить Всевышнего. Нужно попросить прощения у обиженного и компенсировать нанесенный ему ущерб. Для прощения грехов по отношению к Всевышнему необходимо раскаяние, исповедь перед Всевышним и пост Дня Искупления.

В День Искупления мужчины надевают китл – особую белую одежду, своим цветом напоминающую об ангелах. В этот день много молятся и просят Всевышнего о прощении. Последняя молитва этого дня называется "Неила" (запирание ворот), и после ее окончания трубят в шофар. После этого совершают «авдалу» (церемонию отделения праздника от будней) и завершают пост.

Название праздника: Суккот.

Дата: 15-21 тишрея.

В этом году приходится на: 1-7 октября.

Заповеди праздника: сидение в сукке и вознесение четырех видов растений.

Во временя Храма в этот праздник было семь особых заповедей: четыре вида растений, принесение жертвы хагига, принесение жертвы шламим, возлияние воды на жертвенник, молитва с ивовыми ветвями, принесение жертв ола.

В наше время осталось только четыре заповеди:

Сидение в шалаше. В первую ночь праздника Суккот есть заповедь провести трапезу в сукке (шалаше). Шалаш должен состоять как минимум из трех стенок, устойчивых на ветру, и крыши из растительных материалов. Растительная кровля должна быть настолько плотной, чтобы тень в шалаше преобладала над солнцем, но не абсолютно плотной – так, чтобы сквозь нее можно было видеть звезды.

В первую ночь праздника в шалаше делают «кидуш», сказав благословения: «Шээхеяну» («…за то, что дал нам дожить…») и на исполнение заповеди сидения в шалаше. С этого момента и до праздника Симхат Тора едят только в шалаше.

Четыре вида растений. Эту заповедь исполняют ежедневно в течение праздника Суккот, кроме субботы. Поэтому, если первый день праздника приходится на субботу, заповедь начинают исполнять со второго дня праздника. Лучше всего исполнять эту заповедь в шалаше.

Как исполняют эту заповедь? В правую руку берут нераскрывшийся побег финиковой пальмы, мирт и ивовые ветви и произносят благословение на исполнение этой заповеди (а перед первым исполнением заповеди – еще и "…за то, что дал нам дожить…"). Затем в левую руку берут этрог (цитрон), соединяют все четыре растения вместе и покачивают ими по очереди в направлении каждой из сторон света. Исполнять эту заповедь можно только днем, от рассвета до заката.

Женщины не обязаны исполнять эти две заповеди, но им можно это делать и можно произносить благословение на их исполнение.

Радость черпания воды. Особая заповедь праздника Суккот – радоваться. Поэтому каждый вечер в течение праздничной недели устраивают танцы для всей общины – в память о танцах во время возлияния воды на жертвенник Храма. Об этом сказано: "Кто не видел радость черпания воды – не видел настоящей радости в своей жизни".

Ошаана Раба и удары ивовыми ветвями. Ошаана Раба – это последний день праздника Суккот. Это день последней надежды на смягчение приговора, вынесенного в Рош Ашана. В этот день приговор вступает в силу.

В Суккот всему миру выносится приговор, касающийся воды, – засухи и наводнения, дожди, состояние водоемов и урожая зависят от этого приговора. Поэтому в Ошаана Раба произносят особую молитву о воде. Пророки ввели обычай, основанный на каббалистических знаниях, бить в этот день по земле ивовыми ветвями – пять ударов пятью ивовыми ветвями.

Название праздника: Шмини Ацерет и Симхат Тора.

Дата: 22-23 тишрея.

В этом году приходится на: понедельник и вторник, 8-9 октября.

Заповедь праздника радость Торы.

Симхат Тора выглядит восьмым днем праздника Суккот, но на самом деле это отдельный праздник.

В этот день мы завершаем годовой цикл чтения Торы и начинаем его заново. Это праздник Торы. А поскольку он следует непосредственно за праздником Суккот, в который мы ежедневно радуемся, в Симхат Тора радость достигает пика и захватывает все слои еврейского народа.

В Земле Израиля праздники Шмини Ацерет и Симхат Тора отмечают в один день, а в диаспоре их празднуют в течение двух дней, сначала Шмини Ацерет, потом Симхат Тора. В Шмини Ацерет в диаспоре еще едят в шалаше.

Это твоя радость

Однажды один простой неученый еврей плясал и радовался изо всех сил в Симхат Тора. Его спросили: "Чему ты так радуешься? Если бы ты учил Тору весь год – тогда понятно. Но ведь ты неграмотный". Ответил еврей: "Когда мой брат выдает замуж дочь, разве я не радуюсь его радости?"

Это остроумный ответ, но не совсем точный. В Симхат Тора простые евреи радуются не радости своих ученых собратьев, а своей собственной радости. Ведь в Симхат Тора мы радуемся не своей или чужой учености. Если бы это было так, то радость выражалась бы в том, что мы раскрывали бы книги Торы и учились. Но на самом деле в Симхат Тора мы танцуем с закрытыми и зачехленными свитками Торы.

В Симхат Тора мы радуемся самому факту существования Торы и тому, что мы – евреи, народ Торы. Это относится ко всем евреям, и поэтому радость Торы имеет отношение ко всем нам – взрослым и детям, ученым и неграмотным.

Радуйтесь, евреи! Это наша общая радость!

Чему радуются в Симхат Тора?

В Симхат Тора заканчивают годовой цикл изучения Торы, берут свитки Торы в руки и танцуют с ними в обнимку. Спрашивается: неужели в праздник Торы не было бы более уместным открыть книги Торы и начать учиться? И кто танцует со свитками Торы? Все! Если бы только ученые мудрецы, которые круглый год изучают Тору – еще ладно! Но невежды!? С чего бы им танцевать с Торой?

Объяснение таково: связь еврея со Всевышним и с Торой выше его внешнего поведения и степени учености. Радость – в том, что у нас есть Тора, и эта радость охватывает еврея, даже если он никогда Тору не учил. Поэтому в Симхат Тора радуются все, и выражается это в танцах, в которых нет разницы между мудрецом и невеждой, между раввином и простым евреем.

Пусть уйдут проклятия прошлого года и начнутся благословения года нового!