Интервью

Благотворительность спасает от смерти…

12.09.2012

Имущество этой семьи оценивается в сотни миллионов долларов. Браха живет в роскошной вилле. Ее муж владеет сетью торговых центров и несколькими компаниями.

Каждое утро она приходит в центр «Оранит», где на добровольной основе руководит базой данных доноров костного мозга организации «Эзер мицийон». «Когда у тебя есть деньги, это значит, что твое предназначение в жизни – помогать ближним», – говорит Браха.

Интервью с лауреатом премии Израиля Брахой Зисер.

«Альтернативную службу я проходила в кибуце. По субботам меня брали в гости семьи кибуцников. В одну из таких суббот я познакомилась с Моти Зисером, он был гостем в той же семье, что и я. Мы понравились друг другу и через три месяца обручились. Когда я закончила службу, поженились и поселились в Бней-Браке, в полуторакомнатной квартире.

Я работала в больнице старшей сестрой отделения, Моти продолжил армейскую службу сверхсрочником, а после демобилизации занялся торговлей недвижимостью и весьма преуспел».

Доктор Браха Зисер – одна из самых богатых женщин в Израиле. Ей пятьдесят четыре года, у нее пятеро детей и трое внуков. Личный самолет и вилла стоимостью много миллионов не ослепили ее. Она посвятила свою жизнь спасению жизней ближних.

Предки Брахи – одни из основателей Бней-Брака. Благополучная семья, счастливое детство. В рамках альтернативной службы в кибуце Шаалабим Браха работала с семьями заключенных. Это была ее первая встреча с горем и негламурной стороной жизни. И это, как она признается, научило ее ценить то, что у нее есть в жизни, и быть внимательной к ближним.

Болезнь

Это случилось восемнадцать лет назад. Браха стала замечать, что в муже произошла перемена к худшему. Походы по врачам ничего не дали. Тогда Браха предложила ему сдать анализы в больнице, где она работала.

Главврач посмотрел на результаты анализов и предположил один из видов рака. В те времена это означало смертный приговор. «Это был удар, – вспоминает Браха. – Мы сразу же рассказали о болезни друзьям и родным. Нет смысла тратить энергию на поддержание секретности, притом вместе легче противостоять болезни».

«Муж относился к лечебным процедурам так, как если бы это были деловые встречи. Он продолжал работать, и это поддерживало его дух. Я тоже работала, и вообще мы старались максимально сохранить прежний уклад жизни. Дети таким образом чувствовали, что да, папа болен, но родители знают, что делать.

Через год Моти был здоров. Тогда же у них родился пятый ребенок.

Но через два года болезнь вернулась. На этот раз рекомендация врачей была – пересадка костного мозга. Это был первый раз в жизни Брахи, когда она услышала об этой операции. В Израиле такое лечение было новостью, специалистов почти не было.

«Я вернулась домой и стала изучать эту тему, – рассказывает Браха. – Это был единственный шанс для моего мужа выздороветь. Мы решили сделать операцию как можно быстрее. Операция была сделана в медицинском центре «Тэль ашомер». К счастью, удачно».

Нувориши без брендов

В отличие от самой Брахи, выросшей в простой семье, ее дети родились в семье со средствами. «У нас были деньги, но мы воспитывали детей в скромности и приучали их к труду. Например, мы никогда не покупали брендовых вещей. Нам это просто неинтересно. Мы покупаем одежду в крупных сетях, как обычная семья, которая вынуждена экономить», – говорит Браха.

Ее старшей дочери, Рахели, тридцать, она режиссер и живет в Лос-Анджелесе. Давиду двадцать шесть, он недавно демобилизовался, женат, месяц назад у него родилась дочь. Гиле двадцать четыре, она замужем и недавно родила первенца. Двадцатилетняя Наама изучает музыку в Иерусалиме, а семнадцатилетний Йонатан учится в ешиве в Бней-Браке.

В их вилле в Петах-Тикве есть синагога, в которой молятся друзья и родственники семьи Зисер. По субботам после молитвы здесь устраивают трапезу для многочисленных гостей. Дети и внуки, которые живут рядом, проводят с родителями все субботы.

Моти, муж Брахи, занимается главным образом недвижимостью на биржах Тель-Авива и Нью-Йорка. Его обороты составляют более миллиарда шекелей. Коме того, он владеет сетью торговых центров в Восточной Европе.

«Моти создал все это с нуля, своими руками. Деньги не растут на деревьях. Наше состояние – это результат тяжелой работы по многу часов в день. Были периоды, когда необходимо было закладывать все наше имущество.

У нас нет ощущения, что богатство – это результат нашей успешности. Это скорее ощущение благодарности Всевышнему за то, что мы имеем возможность помогать другим. Мы стараемся оставаться скромными, деньги не вскружили нам голову. Я не из тех, кто проводит дни в шопинге, мне это просто неинтересно. Каждый день я работаю в центре «Оранит», это мое призвание и смысл жизни.

«Оранит»

Здесь Браха проводит день за днем на абсолютно добровольной основе. После успешной операции по пересадке костного мозга Моти и Браха решили принести Всевышнему «благодарственную жертву». Браха оставила свою работу в больнице и вместе с организацией «Эзер мицийон» основала гостиницу «Оранит» для детей, больных раком, которые должны приезжать на процедуры из отдаленных мест Израиля в центр страны. В гостинице двадцать четыре номера на родителя и ребенка, детский сад, живой уголок, комната творчества. В ней действуют группы поддержки для детей и родителей. Все это – на пожертвования семьи Зисер. За двенадцать лет гостиницей воспользовались сотни детей.

«Иногда бывают «горячие» периоды, когда все номера заняты, – делится Браха. – Гостиница приобрела большую популярность. Некоторые даже стараются заранее заказать номер и назначить именно на этот период очередную серию процедур. Ведь иначе им придется спать в коридоре медицинского центра на стуле или ежедневно проводить несколько часов в дороге. Пребывание в гостинице бесплатное, за счет частных пожертвований. И атмосфера здесь – атмосфера отдыха, а не лечения».

Костный мозг

 

Костный мозг – это ткань, вырабатывающая кровяные клетки. У каждого человека – свой уникальный набор генов. Чтобы чужой костный мозг прижился у реципиента, нужно подобрать донора с подходящим набором генов. А поскольку вариантов сочетания генов – бесконечное множество, найти донора – редкая удача. Ежегодно во всем мире тысячам людей, в том числе детям, требуется пересадка костного мозга – и это их единственный шанс выжить.

 

 

В 1998 году к Брахе обратилась семья подростка, больного раком, с просьбой помочь в поиске донора костного мозга. Браха вместе с сотрудниками организации собрали для него пять тысяч анализов крови потенциальных доноров, но подходящего донора не нашлось. Вскоре мальчик умер.

Браха поняла, что необходим общемировой еврейский банк костного мозга. И таковой был немедленно создан на базе проб, сделанных для этого мальчика.

Браха долго добивалась, чтобы министерство безопасности брало пробы крови у новобранцев как потенциальных доноров. Ведь это означает тысячи молодых здоровых людей ежегодно. В конце концов Армия обороны Израиля признала важность проекта и согласилась сотрудничать. С этого момента призывники израильской армии стали важнейшей составляющей банка.

Благодаря собранной базе данных на сегодняшний день уже сделано четыреста пятьдесят пересадок костного мозга, спасших жизни людей.

«Банк костного мозга дает надежду на жизнь сотням людей. Это своеобразная страховка для всех евреев в мире, придающая конкретности изречению «Все евреи ответственны друг за друга», – говорит Браха. – Ежемесячно мы получаем тысячи обращений. С ростом банка увеличивается и количество пересадок. За последний год мы подобрали сто доноров».

Почему для евреев?

«В генетическом наборе евреев есть характеристики, которых нет у других народов. Сегодня в Голландии существует мировой банк костного мозга, но большинство врачей, лечащих пациентов-евреев, обращаются сразу к нам».

Деньги – это ответственность

«Мы чувствуем, что деньги – это ответственность, они даны нам не просто так, а с определенной целью. Это хорошо и приятно, когда у тебя есть деньги, но это не только для тебя самого, но и для помощи другим. Ты выбран курьером, который должен донести деньги по назначению.

Болезнь мужа укрепила нас в намерении жертвовать – и не только деньги. Я лично работаю в центре «Оранит», помогаю семьям больных детей, и это наполняет меня удовлетворением и помогает видеть истинные ценности. Каждый год мы с мужем едем на благотворительный вечер, который устраивает «Эзер мицийон». Муж рассказывает о своей болезни. Когда люди видят человека, который мог бы умереть, и вот он стоит перед ними, живой и здоровый, это убеждает их, и они жертвуют».

Когда Брахе Зисер объявили, что она стала лауреатом премии Израиля от имени «Эзер мицийон», она растерялась. «Я чувствовала, что это несправедливо, что премию получу я одна, ведь это работа целой организации, но мне сказали, что для организации это важно. Церемония была впечатляющей. Это хорошо, что государство признало нашу деятельность, но я работала не для этого, а для людей».