О месяце

В память о наших грехах

23.07.2012

Еврейская история полна трагических событий. Многие из них носят национальный характер. Летом существует целый период – 21 день, когда весь еврейский народ скорбит о постигших нас за наше непослушание карах Всевышнего и соблюдает траур во искупление этих наказаний.

9 Ава – один из самых траурных дней. В глазах евреев эта дата стала символом всех преследований и несчастий, выпавших на долю нашего народа. Традиция, отражённая в Мишне, сообщает, что кроме разрушения Храма в этот день произошел ещё целый ряд бедствий: «Произнесён был Б-жественный приговор над выходцами из Египта, чтобы они погибли все в пустыне и не ступили в Землю Обетованную… взята была римлянами крепость Бетар… и, наконец, вспахан был, как поле, святой град [Иерусалим]».

 

Итак, вот основные причины, почему 9 Ава соблюдается траур:

  • 9 ава 2449 года от сотворения мира (1312 г. до н. э.) вернулись разведчики, посланные Моисеем, и посеяли панику среди евреев, поделившись выдуманными сложностями завоевания Ханаана. Народ испугался, заплакал и отказался войти в Землю Израиля. За это Б-г разгневался на народ и установил, что в Землю Обетованную удостоится зайти только следующее поколение 40 лет спустя.
  • 9 ава 3338 г. (423 г. до н. э.) вавилонянами был разрушен Первый Храм, после чего последовал 70-летний Вавилонский плен.
  • 9 ава 3828 г. (70 г. н.э.) римлянами был разрушен Второй Храм, и последовавшее за этим изгнание не вполне закончилось до сего дня.
  • 9 ава 3892 г. (132 г. н.э.) по приказу римского наместника Храмовая гора в Иерусалиме была распахана в знак поругания. Это событие послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.
  • 9 ава 3895 г. (135 г. н.э.) римляне захватили Бейтар, последний оплот восставших при восстании Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.

Трехнедельный траурный период, называемый «Бейн амецарим» («Меж теснин»), начинается 17 тамуза. В эти дни не справляют свадеб, не устраивают веселье, не надевают новую одежду, не едят фрукты, которые в этом сезоне еще не ели, не стригутся. В начале месяца ава траур, начавшийся 17 тамуза, еще увеличивается: не едят мяса, не пьют вина в знак того, что прекратили приносить жертвы и проливать вино на алтарь в Храме, не слушают музыку в знак того, что левиты не поют больше в Храме, не купаются для удовольствия и не стригут ногти.

В сам день 9 ава не едят и не пьют, не умываются и не моют руки, не пользуются косметикой, не носят кожаную обувь, также запрещена супружеская близость. Пост начинается за час до наступления ночи и заканчивается на следующий день, когда стемнеет.

Обязанность поститься 9 Ава распространяется на всех – даже на беременных и кормящих женщин. Однако больным людям разрешается есть в этот день, даже если пост не несет в себе непосредственной опасности, угрожающей их здоровью. При этом они не должны есть досыта или изысканные блюда, но лишь самые простые в количестве, необходимом для их здоровья.
После полудня не так строго выполняются законы траура, разрешено сидеть на стуле, здороваться, прощаться.

Стараются не совершать никакой работы, кроме неотложной, ибо работа отвлекает человека от траура. Ночью 9 Ава и утром (до полудня) принято сидеть на земле или на низком табурете. Непринято приветствовать друг друга. Поскольку «Тора веселит душу», до полудня не изучают Тору, кроме траурных тем и тем, связанных с законами 9 Ава.

Всякий, кто ест 9 Ава, не будучи освобожденным от поста согласно закону, не увидит восстановленный и радостный Иерусалим. В то же время каждый, кто скорбит об Иерусалиме, удостоится увидеть его восстановленным и радостным, как обещает пророк: "Возрадуетесь с ним радостью, все скорбящие о нем (Иерусалиме)" (Йешаягу, 66:10).