Интервью

Горжусь тем, что я еврейка

19.06.2012

Одесса – Иерусалим – Павлодар – Астана. Такова география переездов Йонит. Мужество, упорство, скромность – три качества, как нельзя лучше характеризующие ее.

Сразу после еврейского праздника Шавуот Астана снова празднует. В синагогу городского еврейского центра будет торжественно внесен новый свиток Торы. Это – еще одно доказательство того, что жизнь в еврейской общине столицы Казахстана бурлит.

Дверь центральной синагоги Астаны постоянно открывается. Входят и выходят сотрудники израильского посольства; бизнесмены со всего мира, живущие и работающие в Астане; евреи-члены иностранных делегаций и участники всевозможных международных конференций и, конечно же, жители Астаны.

Раввин Шмуэль Карнаух до недавнего времени был раввином Павлодара. Теперь он вместе со своей семьей переехал в Астану, оставшуюся без своего раввина. Он руководит еврейским центром столицы, а в промежутках ездит в Караганду и хорошо знакомый Павлодар.

«Самый главный человек во всем этом хозяйстве, – говорит раввин Шмуэль, – моя жена Йонит. На ней и синагога, и семья держатся».

Действительно, Йонит руководит работниками центра, занимается с женщинами и детьми общины, принимает многочисленных гостей, собственноручно печет халы, которые ее муж раздает евреям каждую пятницу, и заботится о городской микве. А еще она растит двух дочек – двенадцатилетнюю Ривку и годовалую Песю-Хаю.

Мое еврейское имя

Рассказывает Йонит: «Я родилась в Одессе в 1976 году. Родители дали мне имя Яна. До девятого класса я училась в обычной школе. Семья наша была многодетная, а мама тяжело болела, и еврейская организация «Ор самэах» решила прийти нам на помощь. Меня и мою сестру-школьницу приняли в еврейскую школу-интернат для девочек, а брата – в такую же для мальчиков. Тогда я и столкнулась впервые с еврейским миром.

Постепенно я начала соблюдать заповеди Торы. Однажды нам объяснили, как важно иметь еврейское имя – оно приносит своему обладателю благословение и удачу. У меня была любимая вожатая-израильтянка по имени Йонит, она была такая милая и тихая, и мне казалось, что мы с ней похожи. Я решила взять себе такое же имя.

Вскоре, в восемнадцать лет, я репатриировалась в Израиль. А через полтора года после отъезда умерла моя мама. Единственным близким человеком в Израиле был мой брат: он тоже репатриировался и учился в ешиве. Жила я в одной местной семье, а в качестве платы за проживание помогала хозяйке в уходе за детьми.»

Вторая половинка

Напротив дома, где жила Йонит, было учебное заведение для девушек, там учили Тору в том числе и русскоязычные студентки. Она стала посещать уроки.

Как водится в Израиле, в каждом общежитии есть «мама» – да-да, так официально называется эта должность! – которая заботится о своих подопечных, заменяя им мать. В том числе помогает им найти женихов или невест.

Шмуэль пришел к «маме» русских девочек и попросил помочь с поиском невесты. Для начала он хотел посмотреть фотографии девушек. Просмотрев несколько, уверенно указал на фотографию Йонит: «Вот с ней я хочу познакомиться».

Йонит в ту пору еще больше думала о приобретении профессии, чем о замужестве, и у нее заняло несколько дней свыкнуться с новой идеей.

«Мы встретились в центре Иерусалима, – рассказывает Йонит. – Я была тихой и застенчивой девушкой, и это было мой первый выход на встречу с потенциальным женихом. Но мы довольно быстро нашли общий язык, и мой страх прошел. У нас вообще оказалось много общего. Шмуэль, как и я, родом из Одессы. В тринадцать лет начал соблюдать заповеди Торы и поступил в ешиву. В тот момент он учился в израильской ешиве для русскоязычных «Мерказ Гутник». Мне очень понравилось, что, несмотря на молодость, он точно знает, чего хочет.

Уже на второй встрече мы решили пожениться. Было ясно, что мы созданы друг для друга. Через полтора месяца состоялась свадьба. Позже Шмуэль рассказал мне, что, приехав в Израиль и познакомившись с новыми однокашниками, он сделал вывод, что найти невесту не так легко: один ищет уже три года, другой – четыре… Тогда он решил, что нужно начинать поиски как можно раньше. Вышел на первую встречу в девятнадцать лет – и сразу нашел.

С детства ему было ясно, что он, еврей, должен жениться только на еврейке. И мама, и бабушка внушали ему это постоянно».

Открытый дом

«Свадьба наша была скромной, в столовой ешивы, в которой учился Шмуэль. Гостями с его стороны были студенты и преподаватели ешивы, приехали и родители из Одессы.

Ко мне на свадьбу пришли девочки, с которыми я училась, преподаватели и, конечно, брат. Было очень весело, и я чувствовала себя окруженной близкими людьми.

После свадьбы я стала постепенно знакомиться с движением Хабад, к которому принадлежал муж. Мне было ясно, что наш дом должен основываться на принципах любви ко всем евреям и изучения хасидизма, как того требует путь Хабада.

Мы поселились в городе Бейтар-Элите недалеко от Иерусалима. Здесь уже было несколько семей русскоязычных хабадников. Они радушно встретили нас, постоянно приглашали в гости на субботние и праздничные трапезы. Тогда мы решили, что наш дом тоже должен быть таким: открытым, полным гостей.

Решили… и с тех пор ни одна суббота не обходилась у нас без гостей. Товарищи Шмуэля по ешиве, мои подруги по учебе, просто незнакомые люди, которым негде было провести субботу. Шмуэль всегда возвращался в субботу из синагоги с гостем.

Больших денег у нас не водилось. На свое репатриантское пособие Шмуэль купил тфилин. Мы оба тяжело работали. Муж изготавливал коробочки для тфилин, я нянчила детей.

Через год после свадьбы у нас родилась дочь Ривка – так мы назвали ее в честь моей покойной мамы. Она принесла в нашу жизнь много радости.

С самого начала мы уделяли ее воспитанию огромное внимание. Окружали ее еврейскими картинками, пели ей еврейские мелодии, обучали «двенадцати отрывками из Торы».

Посланники Ребе

В синагоге, в которой молился Шмуэль, он познакомился с посланником Любавичского Ребе в Казахстане, раввином Ешаей Когеном. Тот предложил ему тоже стать посланником Ребе, раввином Павлодара. После недолгих колебаний молодая семья Карнаух собрала вещи и через неделю уже была в Павлодаре.

«Я помню, – рассказывает Йонит, – как муж спросил раввина Когена, какой климат там, в Павлодаре, и тот пошутил: двенадцать месяцев зима, остальное – лето».

Семья Карнаух прибыла в Павлодар за неделю до торжественного открытия синагоги и сразу же включилась в работу. Торжество вышло на славу. На нем присутствовало немало важных гостей из Казахстана и Израиля.

Но когда праздник закончился и гости разъехались, начались трудности. В Павлодаре тогда было проблемой найти даже влажные салфетки для маленькой Ривки. Что уж говорить про кашерную еду! Мясо им присылали из Алматы, готовые продукты (очень редко!) – из Израиля, за молоком Шмуэль сам ездил на ферму (чтобы молоко было кашерным, необходимо, чтобы за дойкой наблюдал еврей). Шмуэль и Йонит начали вести хозяйство на новом месте буквально с нуля. Например, стирали они вручную – стиральной машины не было.

«Нам было по двадцать два года, а мы должны были стать лидерами городской еврейской общины, – вспоминает Йонит. Нужно было налаживать работу в новом еврейском центре. Нужно было снять квартиру и купить мебель. Мы начали работу в общине с поиска сотрудников для синагоги и со знакомства с местными евреями. Было нелегко. Ривке было два года. Квартира нашлась довольно далеко от синагоги. Горячей воды в ней не было. Потом мы переехали поближе к синагоге, и стало легче. Открыли домашний детский сад для Ривки и еще нескольких девочек. Я вела в нем молитвы и уроки Торы, а воспитательница – всё остальное. Девочки до сих пор дружат и ездят друг к другу в гости».

Семье Карнаух приходилось заботиться обо всех аспектах еврейской жизни в городе. Субботы, праздники, обрезания, похороны, женский клуб, общественные молитвы, уроки Торы.

И плоды их работы не замедлили появиться. Постепенно появилась сплоченная община. Раввина и его жену полюбили в городе. Несколько павлодарских детей отправились учиться в Москву, в еврейскую школу. Было устроено несколько кашерных еврейских свадеб.

Ривка подросла, начала учиться в виртуальной школе – ведь еврейской школы в Павлодаре нет. Нет таких школ и во многих других местах, где живут и работают посланники Ребе. Вот для их детей и открыта виртуальная школа. Теперь у Ривки появились виртуальные подружки.

Молитва ребенка

Все было бы хорошо, но… Ривке было уже десять лет, а у Шмуэля и Йонит дети больше не рождались. Они ходили по врачам, занимались этой проблемой серьезно и одновременно молились и надеялись на Всевышнего.

Ривка тоже молилась, просила у Всевышнего братика или сестричку. Написала она и Ребе – и получила в ответ: “Поздравление с рождением дочери”. Там же Ребе просил учить книгу “Тания”, и маленькая Ривка дала слово учить “Танию” ежедневно. Шмуэль и Йонит поняли, что скоро их мечта сбудется.

Действительно, через год врачам удалось помочь им. В семье появилась вторая дочь, Хая-Песя. Назвали ее так в честь бабушки и прабабушки Шмуэля.

Продолжаем!

Прошлым летом по просьбе главного раввина Казахстана семья Каранух переехала из Павлодара в Астану, оставшуюся без раввина.

«Было нелегко, в Павлодаре у нас были друзья, налаженный быт, мы очень привязались к общине. Мы решили, что, даже переехав в Астану, не оставим Павлодар, – рассказывает Йонит. – Муж продолжает регулярно наведываться туда, поддерживать уже созданную в городе еврейскую жизнь. Расставались мы с Павлодаром со слезами.

В Астане у нас началась совсем другая жизнь. Павлодар – тихий городок, и жизнь в нем спокойная, размеренная. В Астане у нас нет ни минуты для себя. Мы разрываемся между множеством дел. Муж постоянно должен встречаться с представителями государственных органов и правительства, бывать в израильском посольстве, принимать делегации. Но мы научились получать удовольствие и от такой сумасшедшей жизни.

У нас много новых планов: открыть еврейский детский сад, спортивный центр, проводить семинары, да много еще всего!

Кульминацией нашего первого года в Астане стал День Искупления. Синагога была полна так, что не протолкнуться. Наш спонсор Ирмияу Матаев молился и постился вместе с нами, а по окончании поста решил пожертвовать синагоге новый свиток Торы.

Церемония внесения нового свитка состоится сразу после Шавуота. В синагоге к этому дню делается капремонт, который оплачивает известный филантроп Александр Машкевич. Ожидаются гости со всего мира: главные раввины Израиля, посланники Ребе из разных городов Казахстана и другие.

Будет и семинар для молодежи. Запишите себе дату: 31 мая».