Взаимоотношения в семье

Почему мы влюбляемся?

8.05.2012

Что стоит за притяжением полов? Какова механика влюблённости?

В сегодняшнем мире отношениям между мужчиной и женщиной, особенно в их физическом проявлении, уделяется чересчур много внимания. Во множестве сфер своей деятельности человек в наше время считает главной целью удовлетворение физических потребностей, нивелируя, а иногда и вовсе уничтожая, при этом духовную составляющую этих отношений: индустрия развлечений, телеиндустрия, издание глянцевых журналов, реклама практически любой продукции – все строится на игре на низменных инстинктах человека, заставляя его морально опускаться все ниже и ниже.

Тора же видит в отношениях мужчины и женщины в первую очередь возможность духовного роста и самосовершенствования, хотя и не забывает при этом о физической природе человека. Подход Торы выражен в самом начале книги «Бэрэшит». Тора говорит, что притяжение полов у человека принципиально иное, чем у животных. В его основе – поиск Б-жественного образа и своей собственной сущности.

Тора описывает человека как существо, которое изначально сотворено двуполым: «И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их” (Бэрэшит, 1:27) “Нарек им имя "человек" (Бэрэшит, 5:2) Позже Б-г разделил это двуполое существо на мужчину и женщину, и с тех пор две половинки Б-жественного образа стремятся друг к другу и ищут друг друга.

Нет, конечно, это не половинки личностей. И мужчина, и женщина – полноценные личности, но нечто в этих личностях остается незавершенным, пока они не найдут друг друга. Эта незавершенность проистекает из того, что когда-то они были единым существом, единой личностью. На языке мистики, поиск своей половинки – это стремление объединиться со Всевышним.

Человеческое существо – это по сути своей нечто особое, состоящее из мужчины и женщины вместе. Когда мужчина и женщина вступают в брак, они повторяют заново тот Б-жественный образ, который впервые появился в конце семи дней творения в виде двуполого существа.

Учение каббалы предлагает еще более глубокие идеи, чем дает нам прямой смысл Торы. Оно видит в существовании двух полов не только разных представителей одного человеческого рода, но два вида энергии – внутреннюю и внешнюю. Мужская и женская энергии существуют в любом человеке, независимо от пола, и вообще в любом предмете и явлении нашего мира.

Иногда даже некоторые качества Б-га описываются то в мужском, то в женском роде. Например, Шхина, Б-жественное Присутствие на святом языке – существительное женского рода.

Так что, с одной стороны, перед нами две разных энергии, а с другой стороны – у них есть тенденция превращаться в единую сущность. Человек сотворен по образу и подобию Б-жьему, но только, в отличие от Б-га, разделен на два существа – мужчину и женщину. Объединяясь, эти два существа превращаются в новое существо, сотворенное по образу и подобию Б-га и стремящееся к единству с Б-гом.

В этом, по Торе, сущность притяжения полов, которое выражается, среди прочего, в физических ощущениях.

Можно видеть в притяжении полов всего лишь биологическое явление, но это – всего лишь материальное воплощение глубокой духовной связи.

Нет, не имеется в виду, что Тора считает влечение к другому полу не связанным с продолжением рода. Но это – не единственная его цель. Наоборот, Б-жественная природа человеческого влечения к другому полу дает нам способность приводить в мир новые человеческие жизни.

То, что продолжение рода – не единственная цель брака по Торе, находит свое выражение в еврейском законе: святость брака сохраняется, даже если супруги не могут производить на свет детей в силу возраста или каких-либо проблем с репродуктивной функцией. Если бы Тора считала рождение детей единственной целью брака, то она не одобряла бы брак таких пар и считала бы его проявлением эгоизма. Но нет. Само притяжение полов, без рождения детей, тоже освящено Торой. Объединение мужчины и женщины – это духовный акт.