От редактора

8.05.2012

Интервью - много интересного


В этом выпуске журнала "Для Тебя" - большой раздел "Интервью", в нем несколько историй. И первая называется "Маленький спасатель"

Маленький спасатель

Ему десять с половиной лет, он руководит двадцатью одним добровольцем и имеет двух заместителей. Неплохое достижение даже для взрослого. Бери Коэн – основатель и руководитель отделения “Спасателей Израиля” в своей школе “Оалей Менахем” в израильском городе Бейтаре.

Как папа

- Мой папа – доброволец «Спасателей». Его пейджер всю ночь пищит, даже когда не его очередь дежурить. Он отвечает на сигналы тревоги, если находится близко к месту происшествия. У папы в машине всегда кислородная маска и набор для первой помощи.

Мне тоже хотелось быть добровольцем, как папа. Это была самая большая моя мечта – спасать людей. Четыре года назад, в Пурим, папа купил мне костюм спасателя – желтую жилетку, чемоданчик и шапочку.

Если кто-то в школе падает и разбивает коленку, он обращается к одному из добровольцев, и тот протирает рану обеззараживающим раствором и наклеивает пластырь. Если случается что-то посерьезней, я зову папу. Например, если кто-то обжегся, я промываю рану холодной водой и зову папу, чтобы он сделал все остальное, что нужно при ожоге. Мой папа – он не только доброволец “Спасателей”, но и директор нашей школы.

- Ну, а если папы нет рядом?

- Тогда я звоню в “Скорую помощь”.

- Кто учит тебя оказывать первую помощь?

- Папа. Когда я хорошо себя веду, вовремя переоделся в пижаму, да и вообще когда у папы есть время, он учит меня, а я записываю все в особую тетрадку. Я и презентацию сделал на компьютере и по этой презентации обучал наших школьных добровольцев.

 

Каждый день

У нас есть носилки, и мы каждую перемену обходим школьный двор, смотрим, нет ли раненых. Сегодня раненых было немного, в основном из самых младших классов.

Знаете, почему раненых так мало? Потому что мы, спасатели-добровольцы, учим ребят осторожности. Не выбегать на дорогу, не приближаться к огню, перед Пуримом напоминаем, что нельзя приносить в школу пистоны. Рассказываем, как надо вести себя при землетрясении и других чрезвычайных происшествиях.

- Ты, конечно, когда вырастешь, будешь настоящим добровольцем в «Спасателях», а то и профессиональным спасателем?

- Нет, не думаю. До тех пор, пока я вырасту, уже, конечно, придет Машиах, и тогда совсем не будет раненых.

Добровольцем можно быть в любом возрасте

Она уже прабабушка. В этом году ей исполнится восемьдесят. Но помощь людям – весомая часть ее ежедневного расписания. Знакомьтесь: Хая-Фрейндл Лифшиц. Женщина, исполняющая заповедь посещения больных.

“Я – жаворонок. Мой день начинается в пять утра. Читаю утреннюю молитву, делаю зарядку, пью кофе, делаю для мужа завтрак и выхожу из дома в восемь”. Голос у Хаи-Фрейндл чистый и звонкий, как у молодой девушки. Да и распорядок ее дня такой, что не каждый молодой выдержит.

Три раза в неделю она идет пешком в больницу, которая находится в получасе ходьбы от ее дома. Нет, Хае-Фрейндл не нужен врач. Она здорова. Она идет навещать лежащих там больных.

«Я начинаю с первого этажа, – рассказывает Хая-Фрейндл. – Заглядываю в палаты, проверяю, не нуждается ли кто-то из больных в чем-нибудь. Если нужно, вызываю врача или сестру. С теми, кого никто не навещает, сижу подольше, беседую за чашечкой кофе. Выясняю, чего им не хватает. Потом поднимаюсь на второй этаж, на третий… И так до конца дня, до восьмого этажа». Хая-Фрейндл говорит об этом просто, как о само собой разумеющемся.

Дедушка

Откуда у этой пожилой женщины такое упорство – год за годом продолжать посещать больных раз в два дня? Может быть, передалось с генами от дедушки?

Австрия, 1939 год. Волны антисемитизма захлёстывают Европу. Друг дедушки отказался кричать «Хайль Гитлер», и его застрелили и отправили его жене труп. Нет, он не был евреем, но в то сумасшедшее время жизнь стоила недорого.

Дедушка был преуспевающим бизнесменом. Он довольно рано понял, что нужно бежать. У него был брат в США, который устроил всей семье визы. Но еще до того, как они бежали, шестилетняя Хая-Фрейндл успела увидеть, на что способен ее дедушка. Нацисты поймали его и хотели отрезать ему бороду. Он поднял руку и закричал: «Отрежьте руку, не трогайте бороду!» Даже эти выродки так были потрясены, что оставили дедушку в покое.

«Я помню все – нацистов, наше бегство, как ловили евреев и отправляли их неизвестно куда… Помню поруганные свитки Торы в синагоге. Помню поезд, увезший нас во Францию, и как оттуда мы отплыли на пароходе в Америку. Папа не смог уехать с нами. Позже, чудом, ему удалось добраться до Америки через Португалию и найти нас».

«Считается, что Америка – страна несметных богатств – улыбается Хая-Фрейндл, – но реальная действительность оказалась иной. Наш американский дядюшка был просто нищим. Даже мы, беженцы, были богаче него. Дедушка понял, что ему придется заботиться о пропитании всей семьи. Он открыл телефонную книгу и стал искать предприятие в той сфере, в которой он работал до сих пор. Он почти сразу нашел работу. Мы постепенно привыкали к жизни в Америке. Наш дом всегда был полон гостей, дедушка и папа много жертвовали на благотворительность. Это и было наше воспитание».

Хая-Фрейндл происходит из семьи Эгер, семьи Вижницких ребе. Она вышла замуж за раввина Лифшица. Всю жизнь работала учительницей в государственной школе. «Меня постоянно спрашивали, что я, ортодоксальная еврейка, делаю в государственной школе. И я отвечала, что ведь кто-то же должен делать из них людей, верно? Ну да, у меня была семья, которую надо кормить, и это та работа, которая была».

У Хаи-Фрейндл семеро детей, у всех свои семьи, а у нее – внуки и правнуки по всему миру.

Радость от каждой улыбки

Больные, которых посещает Хая-Фрейндл, разных возрастов, с разными диагнозами. Все они рады, что их навестили. Даже те, у кого нет недостатка в родных и друзьях.

Персонал больницы хорошо знаком с Хаей-Фрейндл и понимает важность того, что она делает.

- Как это можно – вот так взять и завести беседу с незнакомым человеком, – удивляюсь я.

Хая-Фрейндл улыбается:

- Очень просто. Я представляюсь и спрашиваю, не могу ли быть чем-нибудь полезной. Так и завязывается беседа. Я подбадриваю людей, убеждаю вести здоровый образ жизни. Я говорю им: «Помогите Б-гу помочь вам. Принимайте лекарства, питайтесь правильно!» На прошлой неделе мне встретился очень толстый человек. Еврей, соблюдающий заповеди! Я спросила его: «Вы соблюдаете законы кашерного питания?» Он даже обиделся. Какой вопрос! Он, религиозный человек – и не соблюдает!? Тогда я говорю ему: «Если вы так набрали вес, значит, вы едите много вредного. А ведь это – яд! Еврей не имеет права вредить своему телу, которое дал ему Всевышний!»

Знаете, я открою вам секрет. Эта работа не отбирает у меня силы, нет! Наоборот, она придает мне сил! Я чувствую, что у меня есть цель в жизни, и получаю удовлетворение от уже сделанного. Один молодой больной, ровесник моего сына, вовсе не одинокий, с друзьями и родными, сказал мне, что мои посещения придают ему сил. Недавно в его палату положили пожилого еврея из России. Семьдесят пять лет, а он никогда в жизни не накладывал тфилин! И этот молодой человек, который ждет пересадки почки, взял над ним шефство. Помогает ему накладывать тфилин, подбадривает его. «Кто знает, – так он говорит, – может, ради этого я и заболел и попал в больницу!»

Короче говоря, если хотите знать мое мнение, заниматься чем-то полезным для общества на добровольной основе можно в любом возрасте. Каждый может найти себе дело по душе и по способностям. Отдавая, ты получаешь еще больше!

Тысячи добровольцев

В Израиле зарегистрированы сотни добровольческих товариществ в различных областях: медицины, воспитания, социальной работы, гуманитарной помощи и так далее. Многие из этих товариществ с годами превратились в целые «империии добрых дел». И все это – силами добровольцев.

Первая помощь. «Ацала Исраэль»

«Каждый, кто спасает одну еврейскую душу – как будто спасает целый мир». Сотни добровольцев этой организации уже не по одному разу удостоились исполнить заповедь спасения жизни. Главная задача этой организации – оперативное оказание первой помощи до прибытия «скорой». Часто эти минуты оказываются критическими.

Каждый доброволец «Спасателей Израиля» одновременно доброволец «Скорой помощи». Они снабжены профессиональным набором медицинских приборов и инструментов и средств связи.

На пожертвования покупаются мотоциклы для добровольцев. На большинстве мотоциклов красуется посвящение близким жертвователя. Почему именно мотоциклы? Потому что они могут проехать по транспортной пробке, протиснуться в узкий проход между домами и так далее. Но есть у организации и машины «скорой помощи» с командой добровольцев.

Кроме обучения и оснащения своих добровольцев, «Спасатели Израиля» работают в еще некоторых направлениях:

* установка в многолюдных местах наборов первой помощи

* помощь полиции в поиске пропавших без вести

* обеспечение медицинской безопасности публичных мероприятий

 

Все для больного. «Яд Сара»

«Рука Сары» – это самая большая добровольческая организация в Израиле. Она предоставляет медицинские услуги и прокат медицинского оборудования, помогающие больным и инвалидам чувствовать себя полноправными членами общества.

В частности, организация обеспечивает инвалидов оборудованием, позволяющим им жить с семьей, не переходя в специально оборудованный интернат. В «Яд Сара» считают, что нормальное функционирование больных и инвалидов в обществе важно с медицинской, экономической и психологической точек зрения и самому больному, и его семье, и всему обществу.

«Яд Сара» основана в начале семидесятых годов прошлого века, когда Ури и Михаль Луполянские купили несколько ингаляторов, чтобы одалживать их жителям своего района. Узнав об этом, соседи и просто незнакомые люди стали приносить им всевозможные медицинские аппараты, и вскоре коллекция семьи Луполянских так выросла, что уже не помещалась в их крошечной квартирке.

Между тем к ним приходили люди не только из их района, но и из соседних. Ури и Михаль видели, что потребность в их аппаратах и приспособлениях велика. Отец Ури, Яаков Луполянский, как раз в это время решил выйти на пенсию и продал свой магазин обуви. Деньги отдал сыну на расширение центра помощи больным. Подходящее помещение нашлось в центре Иерусалима, возле больницы «Бикур Холим». Теперь можно было расширить ассортимент приборов.

В 1976 году был основан новый центр обеспечения медицинским оборудованием «Яд Сара», названный так в честь Сары Луполянской, бабушки Ури, погибшей в Катастрофе.

Нашлись и добровольцы, готовые бесплатно работать в центре. За одалживаемые приборы стали брать залог.

В 1977 году в Хайфе открылось первое отделение «Яд Сара» за пределами Иерусалима.

В 1983 году «Яд Сара» получила право совещательного голоса в экономическом и социальном совете ООН. Это был первый случай получения израильской или еврейской организацией такого высокого статуса.

В «Яд Сара» более шести тысяч добровольцев всех возрастов и из самых разных слоев общества.. По всему Израилю открыто более ста отделений организации. Ее услугами ежегодно пользуются около четырехсот тысяч человек. Согласно исследованиям, каждая вторая семья в Израиле как минимум однажды воспользовалась помощью «Яд Сара».

«Яд Сара» оказывает свою помощь бесплатно, беря залог за свои приспособления, и только в некоторых случаях – частичное покрытие расходов.

Организация продолжает существовать за счет пожертвований – начиная от скромных вкладов простых людей и заканчивая солидными вложениями различных фондов, предприятий и даже государства. Ее годовой бюджет на 2008 год, например, составил сто тринадцать миллионов шекелей. Из них на организационные расходы было потрачено менее шести процентов! Руководство «Яд Сара» утверждает, что при помощи этой суммы государству было сэкономлено более трехсот пятидесяти миллионов долларов на госпитализацию и другие медицинские расходы.

«Помощь с Сиона»

«Эзер мицион» – организация, оказывающая доврачебную и околомедицинскую помощь больным, инвалидам и людям в кризисной ситуации. Лауреат премии Израиля за 2008 год.

Основана «Эзер мицийон» в 1979 году Хананьей Чолаком и поначалу размещалась в его квартире. Сегодня у нее собственное здание, расположенное в Бней-Браке, и около сорока отделений в двадцати пяти городах Израиля. В ней работают одиннадцать тысяч добровольцев, помогающих шестистам пятидесяти гражданам в год.

Название организации взято из «Теилим» и дано в память о дяде Хананьи Чолака, раби Бенционе Бамбергере, воспитателе ешивы «Поневеж».

Чем занимается «Эзер мицион»?

Организация создала и поддерживает базу данных доноров спинного мозга, санаторий для детей, больных раком; помогает детям с особенностями развития; оказывает транспортные услуги инвалидам; обеспечивает питанием родственников, сидящих в больницах со своими госпитализированными близкими, а также людей, не могущих выйти из дома; помогает одиноким старикам; дает социальные и медицинские консультации и так далее.

«Эзер мицион» удостоена многих премий на муниципальном и государственном уровне, в том числе премии президента Израиля, за лучшую работу с престарелыми, диплом за защиту детей, диплом за организацию добровольческой помощи в 1995 и 2000 годах, премию Израиля за лучший вклад в общество.

№: 37

Самые популярные материалы