От редактора

16.02.2010

Знакомства. Как это делается у евреев


По вечерам в холлах израильских гостиниц можно увидеть странные пары: юноша и девушка, подчеркнуто сидящие на расстоянии друг от друга, о чем-то беседуют – смущенно или увлеченно. Он – в костюме, она – в строгой закрытой одежде. Они явно не живут в этой гостинице, так что же они делают здесь?

И почему они не заказывают ничего в баре?

Ципи Кольтинюк

Это шидух – свидание потенциальных жениха и невесты. Скорей всего, они оба впервые беседуют с посторонним человеком противоположного пола. Им предстоит выяснить, подходят ли они друг другу, и принять решение. Но пока они все еще – чужие друг другу люди и потому сидят на расстоянии, чтобы даже случайно не прикоснуться друг к другу.

Шидух – это одна из самых «жареных» тем для тех, кто интересуется жизнью еврейского ортодоксального общества. Процесс знакомства и заключения брака в этом обществе коренным образом отличается от того, что принято в современном мире. Впрочем, как известно, все новое – это лишь хорошо забытое старое.

Итак, как же это происходит?

Началом знакомства не может послужить случайная встреча на улице. Оно возникает лишь в результате посредничества – родных, друзей или професиональных сватов. Конечно, успех в поиске своей пары – в руках Всевышнего, но это не избавляет человека от обязанности предпринимать правильные шаги. Если мы ищем супруга, а не приключения, зачем нам случайно встреченный «кот в мешке», который может оказаться кем угодно!?

Следующий шаг – получить максимальное количество информации еще до личной встречи. Как? Через общих знакомых, от бывших и настоящих учителей претендента, и вообще – любым доступным способом. Если обе стороны в результате пришли к выводу, что на первый взгляд они подходят друг другу, назначается встреча.

Одной паре для принятия решения требуется больше времени, другой – меньше, но обычно это около пяти встреч. И все это время роль посредника по-прежнему остается важной: именно через него стороны сообщают об отказе или о готовности встретиться еще раз и даже об окончательном согласии. Конечно, в таком щекотливом деле душевных травм все равно не избежать, но, согласитесь, наличие посредника их сильно смягчает.

Конечно, в ортодоксальном иудаизме существует множество разных общин и направлений, чьи обычаи отличаются в деталях, но вот так это выглядит в общем и целом.

Есть общины, где молодые люди женятся в 17-19 лет. Там считают, что в этом возрасте личность еще не сформировалась окончательно, и молодым супругам будет легче привыкнуть друг к другу. Другие начинают поиск в 19-22 года, получив среднее образование (девушки) и раввинское удостоверение (юноши).

До этого возраста молодые люди практически не встречаются с противоположным полом: школы, кружки, парки аттракционов, концерты и спектакли – все раздельное для мальчиков и девочек. Друзья брата или подруги сестры не приглашаются на дни рождения и в совместные поездки.

Конечно, в такой ситуации первая встреча с незнакомым представителем протвоположного пола – событие весьма волнующее.

По еврейскому обычаю мужчине и женщине, не являющимся родственниками, нельзя уединяться в закрытой комнате или пустынном месте. Поэтому молодые люди встречаются там, где им никто не помешает, но при этом они не остаются наедине. Общественное место, такое, как парк или холл гостиницы, лучше всего отвечает этим требованиям.

Впрочем, в некоторых общинах принято встречаться дома у одной из сторон, но для этого всем домашним приходится покинуть комнату и никоим образом не мешать молодым людям.

На протяжении всех встреч юноша и девушка не прикасаются друг к другу и не едят вместе, чтобы не создать преждевременную атмосферу близости. Они лишь обмениваются мнениями по важным для совместной жизни вопросам и стараются поближе узнать друг друга.

Лишь на свадьбе, после церемонии хупы, новоиспеченные супруги уединяются на какое-то время в комнате, которая так и называется: комната уединения. Два свидетеля проверяют, что в комнате больше никого нет, и запирают за молодыми дверь. После того, как они пробыли в этой комнате больше двух минут, их брак вступает в силу, и им разрешено уединяться и прикасаться друг к другу.

Зачем все это нужно?

Статистика свидетельствует, что процент разводов в еврейском ортодоксальном обществе значительно ниже, чем в обществе в целом. И одна из главных причин этого – соблюдение еврейских законов скромности, не допускающих свободного общения между полами. В этих условиях система знакомств – единственный способ создания семьи.

Еще одна причина – отсутствие спонтанных необдуманных браков. Этап заочного выяснения, предшествующий этапу встреч, позволяет хладнокровно взвесить все за и против, и отсутствие проявлений интимности во время встреч тоже способствует этому.

Разумеется, есть и многие другие факторы, но способ знакомства будущих супругов занимает среди них важное место.

А как же любовь?

Один из важнейших принципов брака через знакомство – принятие тщательно обдуманного решения. А где же естественность, спонтанность, любовь, наконец!? Как ни странно, любовь здесь гораздо более частая гостья, чем при спонтанном знакомстве в атмосфере вседозволенности.

Во-первых, у людей с общими интересами, целями и ментальностью гораздо больше шансов на возникновение настоящей любви, о которой так точно сказал Сент-Экзюпери: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении».

Во-вторых, в еврейской традиции самыми счастливыми влюбленными считаются Адам и Ева. Разумеется, не потому, что они жили в раю, а потому, что они были единственными людьми на земле. Они не сравнивали и не ревновали; для Адама Ева была воплощением женщины, а для Евы Адам – воплощением мужчины. Всему остальному человечеству повезло меньше. Еврейские законы скромности и разделение между полами призваны в какой-то степени приблизить супругов к счастью первых людей.

В-третьих, непременное условие решения пожениться – взаимное притяжение молодых людей. Если его нет, все остальные соображения ничего не стоят. Любавичский Ребе советует при принятии решения руководствоваться тремя соображениями: б-гобоязненность кандидата, его моральные качества и взаимное притяжение. Разумеется, имеется в виду не влюбленность в буквальном смысле слова, но все же такое взаимное притяжение – это основа для возникновения любви.

И, наконец, не забывайте, что в семейной жизни бывает всякое. И любовь не может всегда гореть одинаково ярко. Нужно что-то, что поддержит и даже заменит ее в трудные периоды.

Хорошо, а сколько это стоит?

Многие знакомят своих родственников или приятелей бесплатно, просто чтобы помочь еще одной еврейской паре обрести друг друга. Но есть и профессиональные сваты и свахи, которые зарабатывают на жизнь этим совсем не легким занятием. Но если в результате знакомства вы решили пожениться, важно отблагодарить даже свата-добровольца за самую важную услугу, которую он только мог вам оказать.

Современная технология на службе института сватовства

Как и в прочие сферы современной жизни, сюда тоже вторглись передовые технологии. Существуют компьютерные программы для сватов, помогающие хранить и находить информацию и даже целые сайты по обмену информацией, доступ на которые открыт только сватам, но не самим молодым людям – во избежание неприятных ситуаций и злоупотреблений.

Есть и сайты, открытые для широкой публики, но ими пользуются обычно более либеральные круги или те представители ортодоксального общества, которые не смогли найти свою пару до достаточно солидного возраста. Такие сайты помогают и членам маленьких общин в разных уголках мира, а также представителям особых социальных групп – например, инвалидам.

Самые популярные материалы