От редактора

29.03.2012

Прежде, чем принять решение


Как смотрит Тора на развод? Как можно разделить две души, ставшие единым целым под хупой? Минута на размышление прежде, чем принять решение.

Амрам и Йохевед были счастливы в браке. Амрам был одним из самых уважаемых людей в общине, Йохевед тоже знали все: она была акушеркой, все дети общины прошли через ее руки. Она удостоилась видеть чудо, сотворенное Всевышним для еврейского народа – то, как одна за другой женщины рожали по шесть детей за раз. Она с риском для жизни саботировала приказ фараона убивать всех новорожденных еврейских мальчиков.

Но все же жестокий указ фараона висел как дамоклов меч над головами евреев. Что будет с детьми, которые родятся? Ради чего им появляться на свет? Чтобы даже косвенно не быть причастными к убийству, Амрам и Йохевед решили больше не производить на свет детей. Они развелись. А вслед за этой парой стали разводиться и остальные еврейские пары.

Тогда Мирьям, старшая дочь Амрама и Йохевед, сказала им: "Вы еще более жестоки, чем фараон. Фараон убивает только мальчиков, вы же не даете родиться и девочкам!" Родители признали правоту дочери и вновь вступили в брак. У них родился Моше, который чудесным образом избежал смерти и стал избавителем евреев от египетского рабства.

Так, благодаря семейному счастью, которое восстановили Амрам и Йохевед, еврейский народ был избавлен от египетского изгнания.

Брак – это объединение душ

Когда еврей и еврейка вступают в брак по закону Торы, их души объединяются. Это не аллегория, а буквальный смысл слова.

Заключенный под хупой брак – свят, и супруги должны сделать все, чтобы он сохранился. Еврейский брак настолько свят, что Всевышний позволил ради его сохранения стереть Его святое Имя.

Развод – это ампутация

Развод – это трагедия. В духовном смысле это подобно ампутации, когда режут живое тело. К сожалению, порой это правильное решение, как и решение об ампутации органа. И тут, и там последствия схожи:

Это больно. Но когда перед больным стоит выбор – боль ампутации или ухудшение состояния вплоть до опасности для жизни, приходится выбрать боль ампутации.

Это решение на самый крайний случай, когда все прочие возможности уже использованы. Прежде чем принимать решение об ампутации, врач будет снова и снова пробовать всевозможные способы консервативного лечения, даже если шанс на успех совсем невелик. Даже если цена велика, а усилия огромны – спасение больного органа стоит того.

Только если ничто уже не в силах помочь, а опасность огромна, врач решается на ампутацию органа. Но даже и в этом случае ампутация – это не просто альтернативное решение. Решение об ампутации принимается совсем не так, как об очередном способе лечения. Никто никогда не скажет: "Ну, если с моей рукой или ногой что-то случится – не страшно, ведь я всегда могу их ампутировать!" Точно так же мы не вступаем в брак с мыслью, что в случае неудачи всегда можно развестись. Брак – это навсегда, и вариант развода не должен даже рассматриваться!

Выбор

Профилактика предпочтительнее лечения болезни. Люди с ампутированным органом вполне могут жить полноценной счастливой жизнью. Возможно даже, что после ампутации им будет намного лучше, чем до. Но если бы они могли прожить жизнь заново, они постарались бы избежать ситуации, которая привела к ампутации.

Статистика разводов не должна пугать нас и отвращать от вступления в брак. Но она должна заставить нас задуматься о том, как предупредить развод. И самый первый шаг в этом направлении следует предпринять еще до вступления в брак – честно ответить себе на вопрос, какие причины заставляют нас это сделать. Каковы правильные причины вступления в брак – это уже другой разговор.

Развод согласно Торе

По закону Торы супругам, вступившим в брак под хупой, категорически запрещено изменять друг другу. Если, не дай Б-г, замужняя женщина вступает в интимные отношения с посторонним мужчиной, их обоих ждет самое суровое наказание. А если от такой связи рождается ребенок, он и его потомки становятся изгоями, им нельзя вступать в брак с другими евреями.

Поэтому правильному оформлению развода в Торе придается огромное значение. Недопустима ситуация, когда женщина считает себя разведенной и вступает в новый брак, в то время как формальности развода соблюдены не полностью, и она осталась женой первого мужа. Ведь в таком случае второй брак превращается в запретную связь!

Если супруги все-таки решили развестись, им необходимо помнить несколько важнейших правил:

  1. На муже лежит ответственность дать жене разводное письмо сразу же после фактического расставания, тем самым освободив ее от уз брака. В противном случае она считается связанной старыми обязательствами и не имеет права на повторный брак.
  2. Весь процесс развода должен проходить под руководством раввина, имеющего право на ведение бракоразводных дел.
  3. После развода бывшие супруги не имеют право вновь сойтись, пока не заключили брак заново, как в первый раз.

Заповедь возвращать жену

Многие пары лишь после развода понимают, что хотели бы сохранить свой брак. Как на это смотрит Тора? Раввин, совершая развод, обязан напомнить мужу: "У тебя есть заповедь вернуть жену". Разумеется, если оба бывших супруга заинтересованы в этом.

Правда, здесь есть несколько исключений.

Коэну (потомку рода священников) запрещено жениться на разведенной женщине, даже если это его собственная бывшая жена.

Если развод произошел по причине измены жены, мужу запрещено вновь жениться на ней. Более того, он обязан развестись с ней, даже если сам не хочет развода.

И последнее. В самую последнюю минуту перед разводом вспомните историю Амрама и Йохевед. Семейное счастье можно вернуть!

№: 36

Самые популярные материалы