Образ жизни

Так празднуют Пурим

1.03.2012

Нет сомнений, Пурим – самый любимый и веселый из еврейских праздников. Карнавальные костюмы, рассылка угощений друзьям и родным, подаяние бедным и веселая пирушка с обильной выпивкой – до тех пор, пока не перестанешь отличать Амана от Мордехая…

Главную заповедь Пурима – веселиться – еврейский народ выполняет на "отлично". Веселое настроение заметно на улицах еврейских кварталов уже с новомесячья адара. Как говорят наши мудрецы, "приходит адар – увеличивают веселье".

В школах в адаре что ни день – танцы, соревнования, спектакли. По улицам ездят автомобили, собирающие пожертвования для бедных, из их громкоговорителей льется веселая музыка. Всюду, как грибы после дождя, вырастают импровизированные прилавки, с которых продают карнавальные костюмы, красиво упакованные посылки с угощением и всяческие материалы для их изготовления. В полдень распахиваются двери детских садов, и из них высыпают малыши, наряженные поварятами, снеговиками, свитками Торы…

Даже в ешивах, где за партами сидят серьезные взрослые юноши, и начальство строго следит за соблюдением порядка и расписания, чувствуется предпраздничная атмосфера.

Четыре заповеди Пурима: чтение Свитка Эстер, посылка угощений, благотворительность и веселая пирушка – весь еврейский народ исполняет одинаково старательно, но в каждой общине на этот счет свои обычаи.

Хасидское веселье

При некоторых хасидских дворах все приходят на трапезу к своему ребе. На стол подают огромную рыбу. Танцуют не на полу, как обычно, а на специально построенных для такого случая помосте. Придворный шутник – не шут, а шутник, уважаемая профессия у евреев! – развлекает гостей остротами, перемежая их словами Торы.

На улице можно подобрать разбросанные всюду листовки с шутливыми текстами.

Дети устраивают традиционное представление – пуримшпиль – по Свитку Эстер.

Пурим по-иракски

В иракской общине в Пурим принято играть в азартные игры с элементами жребия – в память о жребии, который бросал Аман, выбирая дату "окончательного решения еврейского вопроса". Есть даже особые карточные игры, в которые иракские евреи играют только в Пурим: доса, банко, покер и другие, известные и не очень.

Уже после Хануки дети начинают копить деньги для участия в этих играх. Впрочем, в день праздника принято давать детям денег для этой цели.

Вся большая семья собирается дома у кого-то из родни, ставят особый круглый стол, покрытый толстым одеялом, а сверху – праздничной белой скатертью. Теснота, смех, шутки, азарт… Играют и дети, и взрослые.

Аман в Тунисе

Уже в субботу "Захор", последнюю субботу перед Пуримом, в Тунисе дети устраивают парад с чучелом Амана. В канун Пурима чучело торжественно сжигают.

В пост Эстер девушки срезают локон и бросают его в колодец, прося Эстер поделиться с ними своей красотой. Правда, в наше время, когда многие девушки носят короткую стрижку, обычай этот стал забываться.

Женщины в Тунисе не ходят в синагогу, и поэтому в каждом доме после чтения Свитка Эстер  в синагоге обязательно устраивают дополнительное чтение для женщин. Дома чтец при слове "Аман" ударяет кулаком по столу, а в синагоге при этом слове топают ногами. Слово "Пурим" в конце Свитка Эстер вся публика произносит хором.

В Тунисе не знают, что такое оменташен, столь привычные израильтянам благодаря выходцам из Европы. Тунисские хозяйки пекут к Пуриму "макрод" – манник с начинкой из фиников и "давла" – дрожжевой рулет, по форме напоминающий ухо. А еще принято хранить выпечку, оставшуюся от Хануки, и доедать ее в Пурим, чтобы связать ханукальное чудо с чудом Пурима.

Родители дарят подарки детям, женихи – невестам (в соответствии с нашими обычаями, если жених дарит невесте подарок, он должен вручить его не лично, а передать через кого-нибудь, чтобы ненароком не совершить обряд обручения – ред.). Собираясь в синагогу, берут с собой побольше мелочи, чтобы раздать ее беднякам. Каждый прихожанин считает своим долгом собрать в синагоге пожертвования в пользу бедняков. Собирают их в молитвенное покрывало, ходя между рядами молящихся. Ходят сборщики пожертвований и по домам.

И в Курдистане

Здесь в синагоге на чтение Свитка Эстер собираются все – взрослые и дети, мужчины и женщины. Мальчишки вооружены пугачами и разного вида патронами, производящими шум. В руках у всех – Свитки Эстер, чтобы следить за чтецом; у самых дотошных – настоящие кашерные пергаментные свитки.

Перед началом чтения староста обходит всех с копилкой для благотворительности. Чтец поднимается на свое возвышение… Справа и слева от него стоят еще двое, у одного из них в руках свеча. Почетное право стоять рядом с  чтецом покупают еще в начале года. Деньги идут на нужды синагоги.

Перед началом чтения поют особые песнопения. Затем все встают, чтец торжественно разворачивает свиток, произносит благословение, ему хором отвечают "Амен", и чтение начинается. Те, кто следит по кашерному свитку, повторяют вполголоса за чтецом.

Как и в прочих общинах, слыша имя Амана, курдские евреи поднимают шум – трещат трещотками, топают, стучат по столу. Успокоить их, чтобы продолжить чтение, нелегко. Впрочем, каждый, кто присутствовал хоть раз при чтении Свитка Эстер, знаком с этим явлением. Особенность же курдской общины в том, что здесь шумят при имени Амана во время чтения не только Свитка Эстер, но и пуримной вставки в молитву "Шмонэ эсрэ".

Возвращаясь домой после чтения, здесь тоже принято читать свиток еще раз, на курдском языке – для женщин. Обычно женщины  из нескольких семей собираются вместе дома у одной из них, чтобы послушать чтение.

Ну, а дальше – как у евреев во всем мире: утром снова читают свиток, посылают друг другу угощения, раздают пожертвования беднякам и, наконец, устраивают веселую пирушку.

Пуримский раввин

Во многих ешивах есть обычай в адаре избирать из числа учеников "пуримского раввина". Обычно таким раввином становится юноша, обладающий обширными познаниями в Торе, острым языком и веселым нравом. И, конечно, б-гобоязненностью, чтобы его шутки носили кашерный характер. Пуримский раввин должен  читать лекции, содержащие его открытия в Торе, поданные в шуточном виде.

Пуримским раввином в Воложинской ешиве был в свое время знаменитый раби Авраам-Ицхак Кук. Его стихотворение, сложенное по этому поводу, удостоилось похвалы главы ешивы, раби Нафтали-Цви-Еуды Берлина. Был пуримским раввином и рав Исраэль-Меир Лау – в ешиве Поневеж в Бней-Браке.

Во многих европейских общинах избирался "пуримный рав" общины. Считается, что начало этому обычаю положили литовские евреи, которые назначали на Пурим запасного раввина – на тот случай, если потребуется срочно принять алахическое решение, а раввин общины будет пьян.

Еще в ешивах принято писать шуточный устав ешивы, который соблюдается перед Пуримом. Согласно преданию, этот обычай впервые был введен в Воложинской ешиве раби Хаимом Воложинским.

Старый Иерусалим празднует

В узких переулочках старых иерусалимских районов происходят интересные вещи. Пурим здесь начинают праздновать, когда во всем мире уже закончили. А все потому, что, согласно алахе, в Шошане, Иерусалиме и других городах, окруженных стеной во времена Еошуа бин Нуна, празднуют Пурим не 14 адара, как всюду, а 15.

Но вот и в Иерусалиме появляются на улицах веселые процессии, дети в карнавальных костюмах бегут во всех направлениях, разнося угощения, мужчины и юноши под действием винных паров – и все это под звуки веселой хасидской музыки.

Ну, и как тут не рассказать историю про жительниц старого Иерусалима!? Однажды иерусалимские женщины заявили мужьям, что отказываются печь к Пуриму все виды кугеля (запеканки). Мужья в ужасе поспешили к раввину и рассказали об угрозе жен. Раввин пригласил женщин к себе в кабинет и рассказал им, что для того, чтобы уничтожить Амалека, потомком которого был Аман, нужно поесть всех видов кугеля, ведь его имя состоит из первых букв их названий: ийр (яичный), миль (мучной), локшн (лапшовый), и картопл (картофельный).

Кстати, если вы оказались в старом Иерусалиме, зайдите в магазинчик готовой еды и попробуйте кугель. Если хотите, его подадут вам прямо на бумажной тарелочке и дадут в придачу одноразовые вилку и нож.

Что такое веселье по-хабадски

Для хабадников, как всегда, настоящее веселье – это принести радость Пурима другим евреям. "Я прямо плачу, когда вспоминаю, что вы готовы ради нас добираться в такую дыру!" – говорит ешиботникам командир с отдаленной военной базы. Обойдя еще несколько таких баз, ребята добрались сюда уже перед заходом солнца, но солдаты успели-таки послушать чтение Свитка Эстер и получить мишлоах манот – съедобные подарки.

Машина завалена угощением для солдат, из громкоговорителя на ее крыше льется веселая музыка, а ребята пляшут, встав в круг и положив руки на плечи соседей. Отплясывают все вместе – одни в черных шляпах и костюмах, другие – в полевой форме.

Появляются эти мальчики и в домах престарелых, и в больницах, и просто в нерелигиозных районах, где евреи не знают, что такое веселье Пурима.

Особого внимания удостаиваются семьи, чьи близкие погибли в терактах. Им присылают роскошные мишлоах манот, для них устраивают праздничные вечера.

В мире есть более пяти тысяч хабадских центров, и в каждом из них заботятся о том, чтобы все евреи праздновали Пурим.