Из учения Ребе

Кто главный герой Пурима?

1.03.2012

О доле женщин в празднике Пурим написано в Талмуде: "Женщины обязаны слушать чтение Свитка Эстер, потому что они участвовали в том чуде". Комментаторы добавляют, что женщины не просто присутствовали при этих событиях – одним из главных их героев была женщина!

Ребе

Именно поэтому свиток назван по имени Эстер, а не Мордехая. Простое объяснение такого названия заключается в том, что именно Эстер убедила еврейских мудрецов записать события Пурима для последующих поколений, а также в том, что именно Эстер рисковала жизнью ради спасения еврейского народа.

Тем не менее, есть и непонятные моменты. Например, происхождение Эстер описывают по Мордехаю: Эстер – племянница Мордехая. Кроме того, Эстер ведет себя в соответствии с его указаниями.

Даже действовать в ситуации опасности Эстер начинает только после приказа Мордехая. Мордехай даже был вынужден говорить с ней жестко: "Спасение придет к евреям через другого, а ты и дом отца твоего – пропадете".

Почему же тогда свиток назван именем одной Эстер, а не Эстер и Мордехая? Ведь доля Мордехая в спасении евреев велика!

Вот объяснение:

Мордехаю не пришлось добавлять личности Эстер что-то новое, он должен был только пробудить в ней уже имеющиеся качества. После того, как это было сделано, оказалось, что Эстер даже выше своего наставника. Поэтому Свиток и назван ее именем.

Образы Эстер и Мордехая во всенародном масштабе символизируют Тору и еврейство. Мордехай – это Тора, как сказано нашими мудрецами: "Мордехай в своем поколении – как Моше в своем поколении: как Моше учил евреев Торе, так и Мордехай учил евреев Торе".

Эстер же – это евреи. Ее второе имя Адасса, что означает мирт. Мирт в иудаизме – символ праведников, а о евреях сказано: "Народ Твой – все праведники".

Во взаимоотношениях Торы и евреев есть две противоположные тенденции. С одной стороны, Тора выше евреев, ведь они должны вести себя в соответствии с ее указаниями; и только при помощи Торы раскрывается потенциал евреев. С другой стороны, когда этот потенциал уже раскрыт, еврей выше, чем даже сама Тора, ведь сказано, что Всевышний сотворил весь мир ради евреев.

Эта аллегория объясняет нам события, произошедшие с участием Мордехая и Эстер.

С одной стороны, Эстер вела себя, "как приказал ей Мордехай". С другой стороны, Мордехай только раскрыл ее потенциал, после чего она начала действовать самостоятельно.

Теперь она уже выше Мордехая. Она принимает решения и приказывает ему: "Поди, собери всех евреев… и поститесь за меня три дня и три ночи". Приказать евреям по-прежнему должен Мордехай, а не Эстер, как Тора приказывает народу Израиля. Но велит ему это сделать Эстер.

Она же проявила инициативу записать историю Пурима для последующих поколений.

Преимущество Эстер перед Мордехаем указывает на преимущество женщин вообще. Давая евреям Тору, Всевышний обратился сначала к женщинам, а потом уже к мужчинам, потому что принятие Торы евреями зависело в первую очередь от согласия женщин.

Бааль Шем Тов говорит, что тот, кто думает, что история Пурима не имеет отношения к современности, как будто не читал Свиток Эстер вовсе. История Пурима должна восприниматься, как урок, актуальный в любую эпоху.

В том числе и отношение Свитка Эстер к роли женщины – урок для нас. На женщинах лежит огромная ответственность. Именно от женщины зависит атмосфера в доме, в частности, воспитание, которое получат дети.

על נשי עמ" 328-330