От редактора

23.01.2012

Условие Б-жественного присутствия и Замешаны ли женщины в истории с разведчиками?


Сегодня, при выходе в свет сдвоенного номера журнала "Для тебя" мы публикуем сразу две статьи в рубрике "Из учения Ребе". Это - "Условие Б-жественного присутствия" и  "Замешаны ли женщины в истории с разведчиками?"

Прочтите и прикоснитесь к мудрости великого Учителя!

Ребе


Именно от поведения женщин и девушек зависит главным образом степень святости и чистоты всего еврейского народа.

В конце книги "Ваикра" сказано: "И обоснуюсь среди вас, и буду вам Б-гом, а вы Мне – народом". Естественно, получение этого благословения обусловлено соблюдением заповедей Торы, как сказано в начале главы: "Если по законам Моим ходить будете". Однако в заключение перечисления благословений подчеркнута важность соблюдения именно святости, чистоты и скромности, которые являются основным условием присутствия Всевышнего среди еврейского народа.

Это подчеркнуто и в другом месте Торы: "Да будет лагерь твой свят, да не будет видно в нем ничего нескромного, и не уйду от тебя".

Наши мудрецы поясняют, что скромность должна соблюдаться и в мыслях, и в словах, и тем более – в поведении и внешнем виде еврея.

Уже много раз говорилось о том, что еврейские женщины и девушки задают тон в этой области. Это до такой степени является зоной их ответственности, что благополучие детей напрямую зависит от скромного поведения их матери.

Уподобиться Всевышнему

Важность соблюдения скромности вытекает также из слов Всевышнего "Святы будьте, ибо свят Я". Исполняя заповедь "святы будьте", еврей тем самым уподобляется Всевышнему, приближается к Нему и объединяется с Ним.

Шуламит, дочь Диври

В Торе рассказывается: "И вышел сын еврейской женщины и египтянина… и проклял Б-га, и привели его к Моше. А имя его матери Шуламит, дочь Диври из колена Дана".

Раши поясняет: "Шуламит – потому что говорила "шалом" каждому встречному. Дочь Диври – разговорчивая (от слова ледабер – говорить)"

Почему Раши уделяет такое внимание значению ее имени? Другие комментаторы объясняют: "Это для того, чтобы объяснить, откуда взялся среди евреев один, проклинающий Всевышнего, не дай Б-г". Отцом этого человека был нееврей, изнасиловавший его мать.

Эта женщина не сделала ничего плохого намеренно. Египтянин обманул ее (в другом месте Раши объясняет, что египтянин положил на нее глаз и, дождавшись, когда ее мужа не будет дома, пришел к ней под покровом ночи и под видом мужа вступил с ней в интимную связь).

Она не имела в виду соблазнить своих случайных собеседников-мужчин, и, тем не менее, ее слишком открытое и приветливое поведение привело к рождению еврея, проклявшего Всевышнего.

Таким образом, история Шуламит – урок каждой еврейской женщине быть особенно осторожной в вопросах скромного поведения.

(Из сборника "К еврейским женщинам и девушкам", стр. 180-181.)

 

Замешаны ли женщины в истории с разведчиками?

Женщины были первыми во всем, что касается самых важных для судеб мира вещей.

Перед тем, как ввести народ в Землю Обетованную, Моше послал туда разведчиков. Как известно, эта история закончилась печально: разведчики сказали народу, что Земля Обетованная таит в себе множество опасностей, и не стоит в ходить в нее. Народ поверил словам разведчиков, возроптал на Моше и Аарона, и за это был наказан сорокалетним скитанием по пустыне, пока не умрет все поколение, выросшее в египетском рабстве.

Однако эта история не относится к женщинам того поколения. Комментаторы объясняют, что еврейские женщины так любили Землю Обетованную, что не поверили словам разведчиков и сами не возводили на нее напраслины. Они поверили словам Калева и Еошуа, которые сказали: "Если возжелал нас Г-сподь и привел в эту землю и отдал ее нам, землю, текущую молоком и медом…, не бойтесь народов, живущих в ней, что будут воевать с нами… С нами Г-сподь".

Женщины не только не впечатлились словами разведчиков. Более того: слова Калева и Еошуа вызвали у них дополнительный энтузиазм. Они уже знали об обещании Всевышнего привести евреев "в землю, текущую молоком и медом", но все равно свидетельство Калева и Еошуа, видевших Землю Обетованную своими глазами, прибавили женщинам любви к ней.

Женщины – первые

Во время дарования Торы Всевышний обратился сначала к женщинам, а потом – к мужчинам. Когда нужно было сделать пожертвования на строительство Скинии, первыми пришли женщины. И в любви к Земле Израиля женщины тоже оказались первыми.

Три этих события – дарование Торы, строительство Скинии и вход в Землю Израиля – это звенья одной цепи, этапы одного процесса.

Тора – это начало всех начал, как сказано в книге "Зоар": "Святой, благословен Он, смотрел в Тору и творил мир".

Цель всего творения – сделать материальный мир жилищем Всевышнего. Прежде всего, это должно найти свое воплощение в Земле Израиля: здесь в любом нашем материальном действии должна явно ощущаться святость.

Строительство Скинии – это промежуточный этап между этими двумя.

Какой урок можно извлечь из этого? Женщины интуитивно были первыми во всем самом важном не только в своем доме и семье, но и за его пределами, более того – в масштабе судеб всего мира.

Вся идея Земли Израиля зависит именно от женщин. Если женщины стараются, чтобы каждое их действие было проникнуто святостью, они влияют тем самым не только на свою семью, но и на поведение своих мужей в любом месте, где бы они ни находились, чтобы оно было таким, как будто Всевышний постоянно стоит рядом с ними.

Такое поведение (привнесение святости в будничные действия) дает благословение Всевышнего в том числе и в материальных вопросах (как написано "Не случится со мной недоброго, ибо Ты со мной"), когда исчезают любые помехи и препятствия, и заработок дается легко и в изобилии, как сказано: "духовное изобилие приводит к изобилию материальному".

№: 34

Самые популярные материалы