От редактора

23.01.2012

Била и Зильпа


Рабыни, данные отцом в приданое Рахели и Лее, стали частью семьи Яакова и матерями четырех колен Израиля. Била усыновила детей умершей Рахели.

Впервые мы знакомимися с Билой и Зильпой как с рабынями жен Яакова Рахели и Леи. Их дал им в приданое отец, выдавая дочерей замуж за Яакова.

Согласно Мидрашу, Била и Зильпа тоже были дочерьми Лавана, рожденными его рабыней, и, таким образом, родными сестрами Рахели и Леи.

Четыре израильских колена

Когда после нескольких лет замужества у Рахели не родились дети, она решила поступить по примеру праматери Сары, которая привела к мужу свою рабыню Агарь. Рахель привела к Яакову свою рабыню Билу, чтобы та родила от него детей. Эти дети в некотором смысле должны были считаться детьми ее госпожи – Рахели.

Била родила Яакову двоих сыновей. Рахель выбрала для них имена – Дан и Нафтали. Это была обычная практика в те времена: жены приводили к мужьям своих рабынь, чтобы те родили детей "для госпожи".

Комментаторы утверждают, что Рахель и Лея пророческим духом знали, что у Яакова должно родиться двенадцать сыновей, основателей колен Израиля. Поэтому между двумя женами Яакова шло подспудное соревнование – кто родит большую часть этих сыновей. Поэтому, когда Била родила своей госпоже детей, Лея, у которой уже было четверо собственных детей, привела к Яакову свою рабыню Зильпу. Сама она в это время на некоторое время перестала беременеть.

Согласно Мидрашу, Зильпа была моложе Билы, и ее беременность не была заметна. У Билы же во время беременности вырастал огромный живот.

По обычаю тех времен старшая рабыня должна была достаться в приданое старшей дочери, а младшая – младшей. Но поскольку Лаван хотел обмануть Яакова, женив его на Лее вместо Рахели, он дал старшей дочери в приданое младшую рабыню.

Итак, у каждой из рабынь родились два сына: у Билы Дан и Нафтали, а у Зильпы – Гад и Ашер. После этого их госпожи тоже родили каждая двоих сыновей: Рахель – Йосефа и Биньямина, а Лея – Иссахара и Звулуна. Таким образом, общее число детей стало двенадцать.

Дети жен и дети рабынь

Статус сыновей рабынь был ниже статуса сыновей жен Яакова. Об этом свидетельствует, кроме прочего, подготовка Яакова к встрече с Эсавом. Яаков тревожился о безопасности своей семьи во время этой встречи. Он поставил рабынь и их сыновей в первый ряд, который в случае нападения подвергался большей опасности, а жен и их детей – сзади них на некотором расстоянии.

Вместе с тем, все двенадцать сыновей Яакова получили от него абсолютно равноценные благословения и стали основателями равноправных колен Израиля.

Кроме того, у Йосефа, который по своему статусу может быть приравнен к праотцам, к детям рабынь было особое отношение. В частности, он жаловался отцу на сыновей Леи, когда они ущемляли права сыновей Билы и Зильпы.

Сыновья Леи не любили его за это и, согласно Мидрашу, это стало одной из причин продажи его в рабство.

Йосеф же любил детей рабынь, потому что после смерти его матери Рахели его и его брата Биньямина вырастила Била.

Приемная мать

Рахель умерла, когда ее дети были еще совсем маленькими. Биньямин был новорожденным младенцем и нуждался в материнском молоке. Била, чьи дети уже подросли, чудесным образом смогла выкормить его.

Она же стала и первой женой Яакова вместо умершей Рахели. Согласно Мидрашу, Била прожила долгую жизнь. Когда все жены Яакова уже умерли, она продолжала оставаться рядом с ним и пережила его.

После смерти Яакова братья опасались, что теперь Йосеф отомстит им за продажу в рабство, и послали к нему человека для переговоров – просить не мстить им. Комментаторы считают, что этим человеком была Била – самый влиятельный для Йосефа человек после отца.

Роль Билы и Зильпы в становлении еврейского народа невозможно переоценить. Некоторые комментаторы считают, что они входят в число праматерей.

Согласно одной из версий, Била и Зильпа похоронены вместе с матерью Моше и Аарона Йохевед и их женами Ципорой и Элишевой на севере Тверии.

№: 34

Самые популярные материалы