От редактора

9.12.2011

Старая история – новые дела


Более двухсот лет об этом было известно главным образом из устной традиции любавичских хасидов. И лишь совсем недавно в российских архивах была обнаружена обычная канцелярская папка с надписью "Дело о карлинской секте". Материалы дела слово в слово подтверждали историю, передававшуюся из уст в уста уже не одно поколение.

Что же произошло далекой осенью 1798 года? И какое это имеет значение для нас, сегодняшних?

Что содержит эта скромная папка? Донос, подписанный неким «Гиршем сыном Давида». Протоколы допросов. Царский указ. Приговор.

В длинном письме доносчика царя заинтересовало обвинение в пособничестве французским вольнодумцам. Он велит "исследовать и, ежели обнаружатся соучаствующие в возмущении или сему подобном, таковых прислать сюда".

И последняя царская резолюция: оправдать!

Кто старое помянет?

Итак, более двух столетий назад в еврейском обществе произошел раскол. Последователей раби Исраэля Бааль Шем Това, стремительно увеличивавшихся числом, называли сектой и обвиняли во всех смертных грехах. Страсти кипели нешуточные. Вплоть до доносов нееврейским властям, что было уж совсем неординарным доводом во внутреннем еврейском споре.

Жертвой доноса стал и основатель любавичского хасидизма раби Шнеур-Залман из Ляд, один из главных обвиняемых по делу о карлинской секте.

Те страсти давно уже поутихли. Хасиды стали таким же привычным явлением в ортодоксальной еврейской среде, как и их братья "литваки". Почему же до сих пор день освобождения Старого Ребе празднуется его последователями как важная веха в еврейской истории?

Итак, по порядку.

На заре хасидизма

Это было нелегкое время для восточноевропейского еврейства. Время нищеты и погромов. Время сирот, которых некому было обучать Торе. Время трактирщиков и коробейников, которые не могли не то что ешивы содержать, но и на то, чтоб самим одним глазком в Тору глянуть, у них не оставалось ни сил, ни времени. Тора и еврейский народ были в упадке.

Немногочисленные ученые, сидевшие над Талмудом, не хотели иметь ничего общего с неучеными собратьями.

Короче говоря, было нарушено единство еврейского народа с Торой – гарантия его вечности.

Хасидизм появился, чтобы восстановить это единство. Его основатели обратили свой взор к простым людям, зачастую с трудом умевшим читать. Они оценили по достоинству цельность и веру простых евреев. Они поддерживали их, говорили им, что не все потеряно – каждый может и должен работать над собой и становиться лучше. Они говорили мудрецам и раввинам, что знание Торы – не заслуга и не предмет гордости, а дополнительная ответственность.

Но это еще не все. Хасидизм стремился не только к тому, чтобы отвести еврейский народ от края пропасти небытия. Он стремился к тому, чтобы еврейский народ двинулся вперед и достиг, наконец, своей главной цели.

"И наполнится земля знанием Б-га…"

Для чего я живу? Для чего сотворен мир?

Мудрецам Торы ответ на этот вопрос известен. Мир сотворен для того, чтобы стать вместилищем духовности. Святости. Вместилищем Б-га. То время, когда это произойдет, еврейская традиция называет будущим миром, миром после наступления Избавления, миром после прихода Машиаха.

Это будет мир, в котором, словами пророка, "наполнится земля знанием Б-га", то есть различие между добром и злом будет столь же очевидно, как различие между черной золой и белым снегом. И не только очевидно – творения просто не смогут поступать иначе как согласно этому своему знанию.

Вот в этом и заключается цель существования человека – приблизить наступление этой удивительной эпохи.

Как? В частности, уже сейчас самому постигать Б-га и помогать другим в этом постижении. Основатель хасидизма раби Исраэль Бааль Шем Тов так говорил об этом: "Однажды во сне я поднялся в чертоги Машиаха на небесах и спросил его: когда придешь, господин? И ответил он: когда источники (знания) распространятся (повсюду)".

Распространение источников

До сих пор хасидское движение хоть и разрасталось, но учить всех подряд тайнам каббалы?..

И раби Шнеур-Залман из Ляд приступил к распространению источников. Он написал книгу "Тания" – книгу, объясняющую тайны мироздания и еврейской души каждому еврею.

Вот тогда-то, когда книга уже была написана, и осталось ее только напечатать, и остановилась возле дома раби черная коляска.

Раби не обольщался: он знал, что без воли Всевышнего даже волос с его головы не упадет. Так в чем же истинная причина ареста? В открытии тайн каббалы непосвященным? Но как же тогда с распространением источников?

В тюремной камере раби Шнеуру-Залману явились души праотцов и подтвердили его догадку. Но они же сообщили, что на Небесах ожидают продолжения распространения источников.

Действительно, вскоре раби был полностью оправдан, освобожден из заключения, и книга "Тания" увидела свет.

День освобождения раби Шнеура-Залмана, 19 кислева, стал праздником – Новым годом хасидизма. В этот день завершают годовой цикл изучения книги "Тания" и начинают его сначала.

С тех пор написано и издано много книг по хасидизму. Хасидское движение приобретает новых сторонников, и все больше евреев, не считающих себя хасидами, изучает науку о строении мира и души.

Но Новый год остается Новым годом – точкой начала.

Давайте же и мы немного приобщимся к источникам…

Из "Книги средних"

Мы привыкли к делению людей на бытовом уровне на праведников и грешников – в зависимости от того, каких поступков у них больше. Первый раздел "Тании" раби Шнеур-Залман посвящает понятию "среднего". Средний – это вовсе не тот, у кого поровну хороших и плохих поступков. А кто же это?

Понять, кто такой "средний" – значит понять механизмы действия добра и зла в нашей душе.

Попробуем?

Из главы 1.

"…мы находим в Гемаре разделение людей на пять категорий: "праведник, которому хорошо", "праведник, которому плохо", "грешник, которому хорошо", "грешник, которому плохо" и средняя ступень – "бейнони"...

Сказал Раба: "Вот я, например, отношусь к средним…"

Нужно к тому же понять сущность ступени среднего, которая, конечно, не определяется равной мерой достоинств и прегрешений, ибо, если бы это было так, как мог бы Раба впасть в заблуждение, причислив себя к средним? Ведь известно, что он ни на минуту не прерывал изучение Торы, так что даже ангел смерти не мог им овладеть, – могла ли половина всех его поступков оказаться греховной, сохрани Б-г?

К тому же, когда человек совершает грех, он должен быть назван абсолютным грешником (и если он впоследствии совершил покаяние, он должен быть назван совершенным праведником). Даже тот, кто нарушает малейший запрет законоучителей, назван грешником.

Более того, если кто-либо в состоянии отвратить человека от совершения зла и не делает этого, он назван грешником. С тем большим основанием можно это сказать о человеке, не выполняющем какое-либо позитивное предписание Торы, как каждый, кто имеет возможность заниматься изучением Торы (каждую данную секунду) и не делает этого.

Но если это так, то средний не должен быть виновен даже в том, что посвящал недостаточно времени изучению Торы. И поэтому Раба мог заблуждаться и причислять себя к средней ступени".

Из главы 2.

"Вторая душа, отличающая каждого еврея, – частица безграничной сущности Б-га свыше".

Из главы 4.

"Кроме того, Б-жественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями: мыслью, речью и действием, проявляющимися в 613 заповедях Торы".

Из главы 6.

"И так же, как Б-жественная душа состоит из десяти святых сфер и облекается в три святых одеяния, душа "другой стороны", происходящая от "прозрачной оболочки" и облеченная в кровь человека, состоит из "десяти сфер нечистоты". И в момент, когда человек мыслит, говорит или действует при помощи этих десяти дурных категорий, мысль в его мозгу, речь в его устах и энергия действия в его руках и всех его членах называются нечистыми одеяниями этих десяти дурных категорий".

Из главы 7.

"Но животная душа (то есть душа "другой стороны") в еврее, а также… существование и дух жизни всего…, в чем нет ничего запрещенного…, но только их мотивация не имеет небесной цели, …даже если они необходимы для тела и непосредственно служат для поддержания его существования и жизни, но не с небесной целью, не для того, чтобы тело могло быть использовано для служения Всевышнему, такие действия, слова и мысли ничем не лучше самой животной души… Каждая …из всех этих вещей …происходит от "оболочки", называемой "прозрачная оболочка".

И она иногда присоединяется и восходит к категории святости, а именно когда добро, заключенное в ней, отделяется от зла, побеждает, и восходит, и включается в святость. Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино с той целью, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы…

Но если человек с жадностью поглощает мясо и вино, удовлетворяя этим желание тела и своей животной души, …жизненная сила мяса и вина в нем опускается тем самым вниз и временно включается в абсолютное зло…"

Из главы 9.

"Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с "прозрачной оболочкой", – в сердце, в левой его полостиПотому все страсти – хвастовство, гнев и другие подобные чувства – коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить…

А место пребывания Б-жественной души – мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в сердце, в его правую полость…

…Две души – Б-жественная и животная душа – сражаются друг с другом за власть над телом и над всеми его членами".

Из главы 12.

"Средний же – тот, в ком зло никогда не усиливается настолько, чтобы захватить …тело, привести к греху… Средний никогда в своей жизни не совершил греха и никогда не совершит. Он не называется грешником в течение всей его жизни даже на час, даже на минуту.

Однако основа и сущность Б-жественной души господствуют и правят телом не безраздельно, а лишь в определенные периоды времени, как, например, при чтении молитвИ тогда зло в левой полости сердца подчинено и почти уничтожено добром, распространившимся в правую полость сердца…

Однако после окончания молитвы, когда человек перестает размышлять о величии Бесконечного, благословен Он, зло вновь пробуждается в левой полости, и [человек] начинает желать наслаждений этого мира и его удовольствий. Но так как не только злу принадлежит господство и власть в теле, оно не может осуществить свое желание в действительности, облечься в члены тела с помощью действия, речи и добровольной мысли, остановиться мыслью на созерцании мирских удовольствий, [размышляя о том], как удовлетворить желание своего сердца, ибо мозг властен над сердцем…"

№: 32

Самые популярные материалы