Семья и отношения

Ассимиляция?

15.11.2011

Современный мир голосует за интеграцию. Почему же тогда еврейский закон по-прежнему упорствует, выступая против ассимиляции евреев среди других народов? Вопросы и ответы.

«Я отказалась встречаться с одним парнем. Объяснила ему, что встречаюсь только с евреями, потому что никогда не выйду замуж за нееврея. Он обозвал меня нацисткой. Что можно ответить на такое обвинение?»

Если речь не идет о том, с кем Вы хотите или не хотите сидеть рядом в трамвае, за Вами остается право выбора. Ведь никто не будет отрицать, что Вы имеете право при выборе партнера руководствоваться своим личным вкусом и выбрать, скажем, блондина или брюнета?

Решая, с кем Вы хотите, а с кем не хотите создавать семью, Вы никому не навязываете свой вкус, но оставляете за собой право выбора.

Следует также хорошо понимать, почему запрещено выходить замуж за нееврея. Тора объясняет это так: если отец ребенка будет неевреем, то ребенок почти наверняка не будет воспитан в еврейской традиции. Возможно, будущий муж пообещает, что даст ребенку еврейское воспитание, но вряд ли на деле исполнит это обещание, поскольку совершенно естественно, что он будет тянуться к традициям своих родителей, а не Ваших.

«Я собираюсь жениться на девушке своей мечты. И все было бы прекрасно, если бы не родители: они заявили, что если я женюсь на нееврейке, они на свадьбу не придут. У нас абсолютно нерелигиозная семья, традиции не то что не соблюдаем – даже не знаем, никогда я не слышал от родителей никаких упоминаний о еврействе, и вдруг такое… Родители говорят, что женитьба – это совсем другое дело. А, по-моему, это как-то нелогично».

Ваши чувства понятны. Да и с чего бы родителям ожидать от Вас преданности еврейству, если до сих пор оно не играло никакой роли в вашей семейной системе ценностей!? Более того: им действительно нечем объяснить свою непоследовательность. Скорее всего, они даже себе не могут это объяснить.

Тем не менее, объяснение есть. Скорее всего, именно оно подсознательно руководит Вашими родителями. Вот оно: еврей остается евреем, несмотря ни на что. Нельзя быть "более еврейским евреем" или "менее еврейским евреем", вне зависимости от степени соблюдения традиции.

Еврей, даже едящий свинину в Йом Кипур, даже крестившийся, все равно остается евреем. Единственное, что может повлиять на принадлежность к еврейству – это смешанный брак. Он означает, что Ваши дети, возможно, уже не будут евреями.

«Я единственный еврей в нашей школе. Как установить правильный баланс между нормальными социальными связями и сохранением еврейской самоидентификации?»

Один из важных еврейских символов – масло. Масло необходимо при исполнении многих заповедей. Еврейский народ часто сравнивают с маслом.

Что же такое масло? Оно обладает двумя свойствами: всегда всплывает вверх и никогда не смешивается с другими жидкостями. С другой стороны, масло обладает способностью проникать в самые маленькие отверстия и таким образом впитываться даже в очень плотные материалы (именно поэтому масляные пятна так тяжело поддаются отмыванию!)

Обратите внимание: неевреи уважают тех евреев, которые сами уважают свое еврейство, и унижают тех, которые стесняются своего еврейства или пренебрегают им.

Еврейский народ рассеян среди народов не просто так, а с определенной целью: служить для них примером нравственного поведения и святости.

Постарайтесь быть маслом!

«В Торе рассказывается о том, как Моше женился на нееврейке. Видимо, позже она прошла процедуру перехода в еврейство, но в момент заключения брака еврейкой она не была. Тем не менее, дети Моше и Ципоры – евреи. И это не единичный пример. Такое ощущение, что в те времена еврейство передавалось по мужской линии, а не по женской, как сейчас. Так ли это?»

Йосеф, сын праотца Яакова, женился на египтянке, а один из его братьев – на ханаанейке. Впрочем, а жены самого Яакова, праматери Рахель и Лея, разве были еврейками?

Ответ прост: в те времена евреев… просто не существовало. Еврейский народ родился во время дарования Торы на горе Синай. До тех пор существовала только семья (или род) потомков Яакова, к которой, как к любой семье, можно было присоединиться посредством заключения брака.

Во время дарования Торы все, кто присутствовал при этом, стали, как написано в самой Торе "царством священников и народом святым" – все, включая мужей и жен. Евреями в тот момент стали и Ципора, и сам Моше, в равной степени.

С этого момента тот, кто хочет присоединиться к еврейскому народу, должен пройти нечто аналогичное дарованию Торы у горы Синай. Иными словами, принять на себя исполнение Торы и заповедей в полном объеме.

Поскольку одним из элементов подготовки к дарованию Торы было окунание, прозелит должен также окунуться в микву. Поскольку все мужчины перед дарованием Торы прошли обрезание, прозелит-мужчина тоже должен сделать обрезание. Есть еще одно требование – принесение жертвы в Иерусалимском Храме, но в наше время, когда Храма нет, исполнение этой заповеди откладывается до построения Третьего Храма.

В книгах Царств и Пророков есть истории о том, как евреи женились на нееврейках, но при этом не упоминается о том, что эти жены принимали на себя исполнение Торы и окунались в микву. Объяснение этого факта простое. Если в наше время мы читаем о том, что Петя получил диплом о высшем образовании, нам не нужно объяснять, что для этого он отучился в институте, сдал экзамены и прошел защиту диплома. Это понятно и так. Точно так же во времена пророков было понятно, что жена принимает на себя все законы, относящиеся к мужу, и что заключению еврейского брака предшествует окунание невесты в микву.

«Я единственный еврей в нашем городке. Возраст уже поджимает, пора жениться. У меня есть невеста, естественно, нееврейка. Она готова перейти в еврейство и соблюдать заповеди Торы. Я достаточно компетентен в Торе и заповедях. Могу ли я самостоятельно провести обряд ее перехода в еврейство?»

Нет, вы не можете сделать другого человека евреем. И никто не может. Никто, кроме него самого. Только он сам, по своему желанию, на которое не влияют сторонние факторы, может стать евреем.

В Торе есть закон о "прекрасной женщине". Если еврей захватил на войне прекрасную пленницу и хочет на ней жениться, он должен соблюсти определенные условия, обеспечивающие этой женщине свободу выбора – переходить в еврейство или нет.

Раби Ицхак Лурье и раби Хаим бен Атар толкуют термин "прекрасная женщина" как аллегорию еврейской души, которая попала в нееврейское тело и жаждет вернуться к своему народу.

Возможно, Ваша избранница – как раз такая еврейская душа. А, может, и нет, как знать? Есть только один способ понять, является ли ее переход в еврейство истинным или ложным – дать ей возможность разобраться в своих мотивах самостоятельно. Для этого вам необходимо расстаться на некоторое время – так, чтобы ваши чувства не повлияли на ее желание или нежелание стать еврейкой. Это должно быть ее самостоятельное решение.