О месяце

Благословение с небес

14.11.2011

Дождь в Земле Израиля – это благословение... Рассказ про особую молитву о дожде, про Хони, начертившего круг, про то, как раби Ханина спас драгоценную тарелку соли от дождя, и про многое другое…

Для жителей Земли Израиля это было тяжелое время. Уже несколько лет не шли дожди, которые являлись единственным источником воды в Святой Земле. Колодцы пересохли, поля не родили урожай, люди страдали от голода и жажды.

Евреи пришли к Хони, праведнику тех времен, и попросили молиться за них Всевышнему, просить дождя.

Хони вышел в поле, очертил вокруг себя круг и обратился к Всевышнему: "Хозяин мира! Твои сыновья обратились ко мне, считая, что я ближе к Тебе, чем они. Клянусь Твоим великим Именем, что не выйду из этого круга, пока не сжалишься Ты над сынами Израиля и не пошлешь на землю дождь".

И – о чудо! – на высохшую землю начали падать капли. "Нет! – воскликнул Хони, – не этого я просил! Пошли настоящий дождь!"

В ответ на эти слова с неба обрушились потоки. Они размывали почву и уносили ее к морю; они проникали в дома и заливали их…

"Нет! – воскликнул Хони, – не этого я просил! Пошли дождь-благословение!"

И тогда дождь ослаб и стал поить высохшую землю.

С тех пор все звали Хони не иначе, как «Хони, начертивший круг».

 

Географическая справка

Сезон дождей в Земле Израиля продолжается около полугода, с октября по апрель. За это время здесь выпадает от 60-70 дождей на севере страны и до 40-60 в центре. Это примерно четверть сезонной нормы для Европы. Таким образом, большую часть сезона дождей – они здесь не идут. При этом две трети всех дождей в Израиле выпадают над третьей частью территории страны.

Дождь для Израиля – тема весьма актуальная. Уровень воды в озере Кинерет, основном источнике пресной воды в регионе, напрямую зависит от количества зимних дождей. А уровень этот постоянно понижается. Социальная реклама призывает израильтян экономить воду, но экономия не может решить проблему кардинально.

Дожди – это любовь Всевышнего

Когда Тора хочет отметить особую значимость Земли Израиля, она сравнивает ее с Египтом, "срамным местом земли":

"Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как Страна Египетская она, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород. Страна, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, – страна гор и долин, от дождя небесного пьет она воду" (Дварим, 11:10, 11).

Какое преимущество в том, что вода в Земле Израиля берется от дождей, а не из рек? Когда человек зависит от дождя, на который он не в силах повлиять, взгляд его поневоле обращается к Небесам. Он чувствует свою зависимость от Всевышнего.

Совсем иначе в Египте: там человеку кажется, что все в его руках. Нил ежегодно разливается, и тот, кто не поленился прорыть каналы к своим полям, получит гарантированный урожай. В этом и источник самоуверенности фараона:

"И сказал фараон: "Кто такой Б-г, чтобы я послушался его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га…" (Исход, 5:2).

Возникает иллюзия, что все – абсолютно все! – в твоих руках. И кто такой этот самый Б-г, чтобы мне указывать!?

Зависимость Земли Израиля от дождей заставляет ее жителей раскрыть глаза и увидеть свою зависимость от Всевышнего. Не зря сразу после стиха о дожде в Торе идет текст молитвы "Шма" – символа веры в Единого Б-га.

Кстати, в самом тексте "Шма" тема дождя занимает очень важное место:

"И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, [послушаетесь], любя Г-спода, Б-га вашего и служа Ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, — и соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Г-сподь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды".

При помощи дождя Всевышний напоминает жителям Святой Земли о том, о чем они склонны забыть или вовсе не думать.

Намек на то, что жители Египта не помнят о Всевышнем, наши мудрецы видят в следующем факте: до того, как Йосеф оказывается в Египте, слово "Г-сподь*" упоминается в Торе 164 раза. Но с того момента, как Йосефа привозят в Египет, и до третьей главы книги Исход (то есть до начала событий, приведших к исходу евреев из Египта) оно не упоминается ни разу!

Таковы реалии Египта. И влияют они не только на египтян, но на каждого, кто находится в Египте, в том числе и на евреев. Собственно, процесс Избавления, выхода из изгнания – это процесс осознания присутствия Всевышнего в мире.

 

Молитва о дожде

Специальную просьбу о дожде – "И пошли росу и ливень" – начинают произносить в ежедневной молитве через две недели после окончания осенних праздников, чтобы паломники из самых отдаленных мест Земли Израиля успели до этого вернуться домой.

Вместе с тем, когда первосвященник в День Искупления входил в Святая Святых, он просил: "Пусть не будет услышана Тобой молитва путников о прекращении дождя, который так нужен всему миру!"

В Талмуде приводится история о раби Ханине бен Доса. Он нес драгоценную тарелку соли и боялся, что дождь испортит ее. Раби Ханина обратился к Всевышнему с молитвой: "Хозяин мира, почему весь мир должен радоваться, а Ханина – страдать". И дождь прекратился. Раби Ханина дошел до дома и снова обратился к Всевышнему: "Почему весь мир должен страдать!?" И дождь возобновился. Об этом раби Йосеф сказал: "Молитва первосвященника в случае с раби Ханиной не действует".

Как же раби Ханина мог молиться о прекращении дождя!? На этот вопрос отвечает комментарий "Бен иш хай": он не просил прекратить дождь, он просил только сохранить его соль. Для исполнения его просьбы Всевышний мог избрать и любой другой путь – например, послать на его пути укрытие от дождя. Почему же тогда Всевышний избрал именно этот способ? Чтобы показать, что молитва раби Ханины сильнее молитвы первосвященника. И вообще, чтобы показать людям, какова сила молитвы.

Для чего? Для того чтобы мы не забывали, в чьих руках находится наш дождь, наше пропитание, наша жизнь…

______

* Имя "Г-сподь" обозначает ту ипостась Всевышнего, которая связана с Его творениями. Называя же Всевышнего именем "Б-г", мы говорим об ипостаси "отстраненного" Всевышнего, не вступающего в контакт со Своими творениями.