Интервью

Бецалель Лифшиц - о свадьбе

16.01.2010

Свадьба как основа еврейской семьи

Свадьбу можно устроить в любой будний день (не в субботу и не в праздник). Невеста назначает дату на такое время, когда, по ее предположению, у нее не будет менструации, поскольку в период менструации супружеские отношения запрещены. За несколько дней до свадьбы невеста идет в микву – бассейн для ритуального очищеня. Ее сопровождает мать или близкая подруга. Если же у нее есть менструация, посещение миквы будет отложено до после свадьбы. Сексуальные отношения до свадьбы категорически запрещены.

«И сказал Г-сподь Б-г: «Нехорошо человеку быть одному: сделаю ему помощника под стать ему…». Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и станут они единой плотью». Этими словами Тора закладывает основу брака и семьи.

«Основу» - потому что характер связи между мужчиной и женщиной выяснился только после дарования Торы. Окончательный облик взаимоотношений в семье, статус семьи и обычаи, обязательные для всех, семья получила только у горы Синай. До дарования Торы брак заключался очень просто: мужчина встречал на улице женщину и, если они нравились друг другу, он приводил ее в свой дом – она становилась его женой. После дарования Торы сынам Израиля было приказано вести себя иначе. Если мужчина желал жениться на женщине, он был обязан «приобрести» ее в собственность на глазах у свидетелей. Существовало три способа «приобрести» жену: при помощи денег, документа или интимных отношений. Такое «приобретение» называлось «кидушин» (посвящение) или «эйрусин» (помолвка). Следовательно, до дарования Торы брака, по сути дела, не было – было лишь случайное сожительство. Но с появлением Торы были четко очерчены рамки семейной жизни, обязательные для всех евреев.

Согласно Торе, связь между мужем и женой – священна. Связь эта возникает, когда жена приобретена мужем одним из трех указанных выше способов: или муж «покупает» жену, или составляется брачный контракт, или мужчина и женщина добровольно вступают в супружеские отношения. В наше время, согласно постановлению мудрецов, стал общепринятым первый способ, «покупка», как наиболее веский и ощутимый из всех трех.

Чтобы не сеять семена раздора между бедными и богатыми и не подчеркивать разницу между отдельными слоями общества, мудрецы раз и навсегда установили: кидушин следует производить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений. При этом кольцо обязательно должно быть собственностью жениха, и купить он его должен на собственные деньги, то есть оно не может быть, например, подарено ему матерью, но может быть выкуплено у нее. В противном случае «кидушин» не имеет силы.

Какие еще особенности имеет процедура еврейской свадьбы, почему необходимо строго следовать всем заповедям Торы при вступлении в брак, нужно ли жениху и невесте пройти специальную подготовку перед этой важной вехой в их будущей совместной жизни?.. Эти и другие вопросы, связанные с еврейской свадьбой, мы задали раввину Бецалелю Лифшицу, заместителю главного раввина Казахстана.

– Почему жениху и невесте так важно быть готовыми к совершению всех свадебных процедур?

– Жених и невеста должны быть ограждены от всяких неожиданностей и во время церемонии, и в дальнейшей совместной жизни, а значит, они должны быть хорошо подготовлены, иметь четкое представление о значении каждого ритуального действия, понимать первопричину их совершения. Еврейский брак начинается в день свадьбы и длится всю жизнь, поэтому хорошее знание законов, определяющих правила семейной жизни и супружеских отношений, необходимо молодоженам. И благополучие их будущих детей тоже зависит от этого.

– Нужно ли жениху и невесте проходить специальную подготовку к этому священному обряду? Должны ли они изучать эти вопросы вместе или отдельно?

– Нужно, чтобы жених и невеста изучали законы и заповеди Торы, связанные с семейной жизнью. Тора дает молодоженам ответы на любые вопросы, которые могут возникнуть, это своеобразный учебник их будущей совместной жизни. Обращение к ней позволит не совершать ошибок, а если они все-таки будут совершены, она научит, как их исправить. Как они будут готовиться к свадьбе – вместе или поодиночке – не важно. Важно, чтобы в дальнейшем они действовали вместе и в согласии с Торой.

- Что представляют собой законы Торы?

Например, жених и невеста обязательно должны быть знакомы, между ними должно быть взаимное согласие вступить в брак. Жених и невеста к моменту свадьбы должны иметь представление о законах семейной чистоты (нида), но это тема для отдельного разговора.

– Как должны готовиться молодожены: читать соответствующую литературу или просто беседовать с раввином перед свадьбой?

– Давать пояснения, беседовать с молодыми должен только раввин. Так как предмет разговора очень интимный, важно, чтобы раввин подробно объяснил молодым все нюансы, а это лучше делать в устной беседе. Из такой беседы молодые смогут почерпнуть значительно больше, так как с ними будет говорить человек опытный, уважаемый и глубоко эрудированный в сути возникающих у молодоженов вопросов.

– Можно ли считать, что прочность еврейских браков основана на строгом соблюдении всех процедур этого счастливого события?

– Могу смело утверждать, хотя такой официальной статистики никто не ведет, что в Казахстане 85% браков, заключенных евреями, остаются крепкими. В нееврейском мире эта цифра равняется 60%. В Европе только 2% браков среди евреев распадаются. Это ли не показатель того, что крепкие семейные узы, основанные на чистоте семейных отношений, на соблюдении заповедей Торы перед свадьбой, во время ее проведения, а потом и в течение всей жизни, позволяют еврейской семье быть одной из самых надежных и крепких.

– Чем может грозить нечаянное неисполнение какого-нибудь из свадебных обрядов?

– Ничем. Нужно просто исправить, если возможно, то, что не получилось или получилось неудачно. Жених и невеста – свободные люди и, если они сделали свой выбор и решили пожениться, не следует обращать внимания на какие-то приметы и оплошности. Это еще раз подтверждает мою мысль о том, что молодые должны заранее знать законы семейной жизни и быть готовыми выйти из любых неожиданных ситуаций вместе. Не нужно устраивать из свадьбы показное мероприятие, не нужно тратить много денег на дорогие наряды. Главное – чтобы молодые, следуя заповедям Торы, любили и уважали друг друга, а гости на свадьбе, танцуя и веселя невесту, сделали ее еще более желанной для жениха и освятили начало их совместного пути.

– Есть ли в еврейской традиции какие-то запреты на проведение свадебных обрядов?

– Нельзя проводить свадьбу в канун субботы и в субботу, а также в праздники, упомянутые в Пятикнижии. Других запретов нет. Счастливыми считаются свадьбы, проведенные в праздники Пурим и Ханука и в новомесячье.

– Большое спасибо за исчерпывающие ответы на наши вопросы.