От редактора

3.10.2011

Заповедь или место в раю?


Знаменитого праведника раби Леви-Ицхака из Бердичева называли адвокатом всех евреев. Ведь он умел найти в каждом еврее хорошее. Ну, или помочь ему стать еще лучше.

Праздник Суккот приближался, а этрога все не было. Во всем Бердичеве не было ни одного этрога. Такого бедствия не помнили даже глубокие старики.

Больше всех горевал, разумеется, праведник раби Леви-Ицхак. Он разослал гонцов во все ближние и дальние местечки с наказом купить этрог за любые деньги. Но все они вернулись с пустыми руками.

Тогда раби Леви-Ицхак выставил посты на дорогах – найти еврейского путника с этрогом и уговорить его продать свое сокровище за любые деньги или провести Суккот в Бердичеве. И такой путник нашелся. Но он не хотел ни продать этрог, ни задержаться в Бердичеве на праздничную неделю. Единственное, на что он согласился – потратить лишний часок и завернуть по дороге к праведнику раби Леви-Ицхаку.

Но и раби Леви-Ицхаку никак не удавалось уговорить этого еврея провести Суккот в Бердичеве: он повторял, что давно не видел жену и детей и хочет провести праздник с ними. Тогда раби использовал последний аргумент: если этот еврей согласится остаться на праздник в Бердичеве, и благодаря ему все евреи города смогут исполнить заповедь четырех видов растений, заслуга его будет так велика, что в раю его место будет рядом с местом самого раби Леви-Ицхака.

От такого предложения еврей не смог отказаться. Ему тут же нашли комнату для ночевки у одного из местных жителей. Бердичев ликовал.

И вот настал первый вечер праздника. Гость вернулся из синагоги и хотел войти в шалаш хозяина дома, чтобы, как требует еврейский закон, провести в нем праздничную трапезу. Но… хозяин не пустил его в свой шалаш. Сколько гость ни возмущался и ни требовал, он оставался непреклонен.

Что же делать? Неужели даже первую трапезу Суккота ему придется провести не в шалаше? Пришлось стучаться к соседу. Но и сосед по непонятной причине тоже отказался принять его. Бедолага обошел все дома местечка, но никто не согласился дать ему место за столом в шалаше.

Еврей понял, что дело нечисто: видимо, раби Леви-Ицхак дал евреям Бердичева такое указание. И он побежал к раби Леви-Ицхаку. Со слезами на глазах он пожаловался праведнику на то, как несправедливо с ним поступили. "И так отплатили мне евреи Бердичева за готовность помочь им!?" – воскликнул он.

Праведник стал успокаивать его: "Ничего страшного! Закон Торы гласит, что, если нет этрога – нет и обязанности возносить четыре вида растений. А если нет шалаша – нет обязанности сидеть в нем".

"Вы смеетесь надо мной! – воскликнул еврей. – Что значит, нет шалаша!? В городе есть столько шалашей – но мне не разрешают войти ни в один, чтобы исполнить праздничную заповедь!"

Праведник улыбнулся: "Господин еврей, только откажитесь от места рядом со мной в раю – и место в шалаше для вас тут же найдется!"

Еврей растерялся. Что важнее – исполнить заповедь сидения в шалаше или сохранить за собой место в раю рядом с праведником? После долгих колебаний он решился и сообщил раби Леви-Ицхаку, что исполнение заповеди для него важнее, и он готов пожертвовать ради него местом в раю.

В ответ раби Леви-Ицхак снова улыбнулся: "Теперь, когда вы отказались от места рядом со мной в раю, я обещаю его вам снова. Но теперь уже оно принадлежит вам не по моей милости, а по праву – как награда за самопожертвование ради заповеди… А теперь проходите, пожалуйста, в шалаш!"

№: 30

Самые популярные материалы