От редактора

12.09.2011

Хасидское раскаяние


О раскаянии в еврейских книгах написано много. О нем говорят снова и снова, и особенно в месяце элуле, перед Рош Ашана. Старый Ребе, основатель хасидизма Хабада, тоже посвятил раскаянию целую книгу – "Послание о раскаянии". Ради чего он написал эту книгу? Что он хотел сказать евреям? Попробуем почитать вместе.

Ради чего мы совершаем добрые дела и исполняем заповеди? Ради чего отказываемся от нарушения запретов – от убийства и кровосмешения до сплетен? И почему мы должны раскаиваться, не исполнив или нарушив?

Может, можно и не отвечать на этот вопрос – достаточно просто следовать написанному в Торе? Нет, отвечает Старый Ребе, этого недостаточно. Без понимания смысла заповедей и последствий их нарушения не может быть и настоящего раскаяния. Поэтому свою книгу Старый Ребе начинает именно с объяснения смысла заповедей.

Что такое грех?

Предписывающие заповеди или, как их называют в иудаизме, заповеди "делай". Их исполнение дает жизнь миру, поддерживает его существование. Ведь исполнение каждой такой заповеди помогает спустить в наш мир Б-жественную энергию, без которой он существовать не может.

А теперь представьте, что еврей просто, не дай Б-г, не посетил больного, не зажег субботнюю свечу, не подал монетку бедняку. В мир не спустился лучик Б-жественности, так ему необходимый. Мир стал темнее, ближе к смерти, чем мог бы быть. И исправить это уже невозможно, даже если теперь зажигать свечи перед каждой субботой и посещать всех знакомых больных: ведь тот шанс спустить на землю еще один лучик все равно оказался упущенным...

А что происходит при нарушении запретов Торы, не дай Б-г? Тогда тоже страдает целый мир. Ведь о душе человека сказано, что она – целый мир и стоит целого мира. Когда душа еврея нарушает запрет Торы, на ней остается зарубка, шероховатость.

Что можно исправить раскаянием?

Обычное раскаяние – это всего лишь "отчуждение" от греха: сожаление о содеянном и искреннее решение не повторять его. Иначе говоря, это "исправление" будущего. Ущерб же, нанесенный в прошлом, при этом никуда не девается.

«Но ведь известно, – недоумевает Старый Ребе, – что «ничто не может устоять против раскаяния!» Как же так? Если "ничто не может устоять", значит, и зазубрина на душе тоже не устоит? И тот лучик Б-жественной энергии от неисполненной заповеди, который не спустился в мир, спустится!?

Ответ прост. Есть два вида раскаяния. Старый Ребе называет их "нижним раскаянием" и "верхним раскаянием". Нижнее раскаяние действительно не помогает исправить прошлое так, как будто греха и не было, но вот верхнее…

Последствия греха

Стоп! Давайте внимательнее посмотрим, что же происходит с душой еврея при нарушении запрета Торы. Механизм ее связи со Всевышним можно уподобить канату, который соединяет два объекта и состоит из сотен тончайших волокон (тут Старый Ребе приводит полное доказательство того, что механизм именно таков, но мы пока поверим ему на слово).

Может ли этот канат порваться, оставив душу без связи с ее источником, как космический корабль без связи с центром управления полетом? Может. И только одним способом – нарушением запретов Торы (и тут мы снова опустим исследование, проясняющее, что это именно так).

Именно на этом канате остаются зарубки, разрывающие тончайшие волокна. Есть нарушения, разрубающие разом весь канат – на языке Торы это называется "карет", искоренение. Но и любое мельчайшее нарушение рвет одно волокно. Раз за разом, все больше разорванных волокон…

Но даже тот, чей канат бесповоротно разорван, все равно несет в своей душе отпечаток ее Б-жественного источника.

"Нижнее" раскаяние

Что происходит, когда еврей добросовестно и правильно раскаивается в совершенном грехе – совершает "нижнее" раскаяние? Давайте снова представим себе канат. На одном конце – душа еврея, на другом – Б-г. Душа еврея, нарушающего запрет Торы, сама попадает в грязь и тянет за собой в эту же грязь Всевышнего. Канат при этом, как мы уже сказали, несколько перетирается.

И когда еврей искренне сожалеет о содеянном и принимает решение больше никогда такого не повторять – его душа, а вместе с ней и Всевышний, вылезают из грязи. "Нижнее" раскаяние совершено. Но канат по-прежнему остался немного перетертым.

Впрочем, совершить даже «нижнее» раскаяние непросто. Как же правильно его совершить? Прежде всего, нужно представить себе в какую грязь попала твоя душа, а вместе с ней – и Всевышний. Представить и ужаснуться.

Ужаснуться – и начать изводить себя, смиряя гордыню, которая шепчет: "Да брось ты! У тебя все в порядке, не обращай внимания на эти сентименты! Не будь хлюпиком!"

Как это сделать? Думать о содеянном, давать себе отчет в своих поступках и их последствиях – до тех пор, пока грубость и гордыня не покинут душу.

И "верхнее" раскаяние

И тогда, если сожаление о грехе и жалость к собственной душе и к Всевышнему потрясли все существо еврея, это пробудит ответную жалость Всевышнего.

И тогда Он, Всемогущий, сделает то, что не в человеческих силах: восстановит канат, соединяющий душу с Ним. Восстановит его таким, каким он был прежде.

И тогда связь еврея с Всевышним вновь станет полноценной, и он сможет почувствовать любовь к Всевышнему и трепет перед ним в полной мере – так, как это чувствовала его душа еще до спуска в наш мир, когда была чиста и неразрывно связана со своим Творцом.

Это и есть "верхнее" раскаяние.

О нем говорили, что он не обошел стороной ни одну жрицу любви. Однажды он услышал о гетере, чьей любви еще не попробовал. Она жила на острове среди моря и брала за свою услугу кошелек, полный золотых монет. Не теряя времени, он взял кошелек полный золота и отправился на тот остров.

Во время любовных забав она пукнула и рассмеялась: "Как этот газ не может вернуться назад в свой источник, так Элиэзер бен Дурдай никогда не сможет раскаяться и вернуться к своему Б-гу!"

Услышав это, он ушел в пустыню, сел там среди голых скал и воскликнул: "Горы, просите у Всевышнего милости для меня!" Но горы ответили ему: "Прежде ты сам должен попросить милости для себя". Тогда он воскликнул: "Небо и земля, просите у Всевышнего милости для меня!" Но небо и земля ответили ему: "Прежде ты сам должен попросить милости для себя".

И тогда он сказал: "Ни от кого это не зависит, только от одного меня…" Положил голову между колен и разрыдался так, что душа его покинула тело.

И тогда послышался голос с Небес: "Раби Элиэзер бен Дурдай достоин жизни вечной".

Раби Еуда Анаси сказал об этом: "… есть такие, что приобретают будущий мир в одну минуту". И добавил: "Раскаявшийся, тот, кого не только принимают, но и называют раби".

 

№: 29

Самые популярные материалы