От редактора

12.09.2011

Ребецн Ривка


Всю свою жизнь она провела среди раввинов, праведников и вождей хасидского движения. И сама она была неординарной личностью. Ее называли мамой Любавичской ешивы.

Ребецн Ривка родилась в 1833 году в местечке Любавичи в семье раввина Аарона-Александра из Шклова и его жены Хаи-Сары, дочери третьего Любавичского Ребе Цемах Цедека.

С детства она слышала множество хасидских историй – от мамы, от ребецн Шейны, жены второго Любавичского Ребе, да и вообще от окружавших ее хасидов. Эти рассказы остались в ее памяти навсегда.

В девять лет Ривка осиротела – умер ее отец, раби Аарон-Александр. Мама отдала девочке принадлежавшую отцу драгоценность – книгу рассказов о Бааль Шем Тове и Межеричском Магиде. Она перечитывала эти истории до тех пор, пока не выучила их наизусть.

Ривка начала записывать хасидские истории, которые слышала от окружавших ее людей, помечая, когда и кем каждая из них рассказана. Она собирала вокруг себя младших девочек и рассказывала, рассказывала…

В тринадцать лет Ривка осталась круглой сиротой. Она и ее сестра полгода скитались по разным родственникам. Это были нелегкие полгода. В конце концов, их взяла к себе ребецн Шейна.

Замужество

Ривка, внучка раби Цемах Цедека, приходилась племянницей его сыну Шмуэлю, будущему четвертому Любавичскому Ребе. Дядя, бывший на год младше племянницы, рано женился, но почти сразу овдовел. И бабушка, ребецн Шейна, предложила ему в жены одну из своих воспитанниц – Ривку или ее старшую сестру Гитл.

Но кого из них выбрать? С одной стороны, не принято выдавать замуж старшую прежде младшей. С другой стороны, жених вспомнил, что в далеком детстве он как-то в шутку пообещал маленькой Ривке жениться на ней.

Раби Цемах Цедек, отец Шмуэля, склонялся к браку с Ривкой. Он позвал Гитл к себе и спросил ее, простит ли она сестре, если та выйдет замуж раньше нее. Гитл от всего сердца дала согласие на брак сестры. В ответ Ребе пообещал Гитл заботиться о ней, как о родной дочери, и найти ей хорошего жениха.

В 1850 году состоялась свадьба двух наследников Любавичского двора.

О первых годах ее замужества сохранилась одна история: восемнадцати лет Ривка заболела. Врач велел ей завтракать сразу после пробуждения. Но Ривка и помыслить не могла о том, чтобы взять что-то в рот до молитвы. Она просыпалась раньше всех в доме, тайком молилась и только после этого завтракала.

Ее свекор, раби Цемах Цедек, узнал об этом и сказал невестке: "Еврей должен быть здоровым и сильным. Ведь об исполнении заповедей сказано: "И живи ими". Это значит – вкладывай в них всю душу, всю жизнь! Для того чтобы преуспеть в этом, нужны силы и здоровье. Уж лучше есть, чтобы помолиться, чем молиться, чтобы поесть".

И Ребе благословил ее долголетием.

У раби Шмуэля и его жены Ривки родилось шестеро детей. Один из них, Шолом-Дубер, стал следующим после отца, пятым Любавичским Ребе.

Ребецн Ривка относилась с большим уважением к своему мужу, Ребе. Например, однажды, выходя из его комнаты, она прищемила юбку дверью. Она не решилась вновь входить в комнату, чтобы не помешать мужу в его святой работе, и осталась стоять в коридоре, пока он не вышел.

Сердце, полное сострадания

Ребецн Ривка отдавала нуждающимся все, что у нее было. Ее муж, раби Шмуэль, жил на широкую ногу и щедро давал жене деньги на расходы. Когда деньги кончались, она, не решаясь беспокоить мужа, закладывала свои украшения и платья. Перед каждым праздником ребецн Ривка раздавала нуждающимся мясо, чтобы ни один еврей не остался без мяса на праздничном столе.

В субботу вечером женщины со всего местечка приходили в дом к ребецн, и она читала им вслух истории из Торы и мидрашей и повторяла с ними еврейские законы.

На ней лежала и обязанность управлять всем обширным хозяйством Любавичского двора, включавшего дом самого Ребе и общинные учреждения.

32 ступени

Перед смертью раби Шмуэль признался жене, что скоро покинет этот мир. "Что будет с нашими маленькими детьми?" – спросила она. "Я поднимусь на 32 ступени вверх, а ты поднимешься на 32 ступени вниз", – был ответ.

Ребецн Ривка прожила еще ровно 32 года после смерти мужа. Свое безмерное уважение к нему она перенесла теперь на сына Шолома-Дубера, заменившего его на посту Ребе. Когда ей нужно было спросить сына о чем-то, она входила к нему только в часы, отведенные для аудиенций, и никогда не отвлекала его в неурочное время.

Мама Любавичской ешивы

В 1897 году, когда была основана ешива "Томхей тмимим", раби Шолом-Дубер волновался о том, как прокормить учеников. "О чем речь!? – удивилась ребецн Ривка. – Что мы сами будем есть, то и они!"

Ребецн Ривка лично взяла на себя заботу о приготовлении еды для ешивы. Она заботилась о каждом из учеников как о собственном сыне, знала, как у каждого из них продвигается учеба, как идут дела в семье. Многие из них питались за ее столом – особенно те, кто приехал учиться из-за границы. Она называла этих взрослых парней – "детки".

Ее собственные внуки, в том числе и будущий шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак, не чаяли в ней души. Возвращаясь из хейдера, маленький Йосеф-Ицхак по дороге заворачивал к бабушке, чтобы послушать ее истории. Услышанное он записывал в дневник. Спустя годы истории бабушки Ривки увидели свет в его книгах, в том числе в знаменитой "Книге воспоминаний" и "Сборнике бесед".

Свидетели вспоминают, что даже в пожилом возрасте внешность ребецн Ривки была впечатляющей, излучала святость.

Ее сын, раби Шолом-Дубер, вспоминал, что мама варила какой-то особенный компот, который помогал больным детям выздороветь. Все местечко знало: если заболел ребенок, нужно попросить у ребецн Ривки ее компота. И она всегда давала его с искренним пожеланием выздоровления.

Перед Днем Искупления она раздавала леках – медовую коврижку. Сначала давала своему сыну – Ребе, потом ученикам ешивы, а после них – всем жителям местечка.

"Б-г забрал наше украшение"

В последние годы жизни ребецн Ривка страдала от многих тяжелых болезней. Накануне смерти с ней был внук – будущий Ребе Йосеф-Ицхак. Она попросила молитвенник, прочитала утреннюю молитву, положила руки на голову внука и сказала: "Спасибо за заботу". Йосеф-Ицхак встал, чтобы положить молитвенник на место, а когда вернулся, ее душа уже покинула тело.

Во время похорон Йосеф-Ицхак плакал и повторял: "Б-г забрал наше украшение".

В 1942 году Шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак основал сеть женских образовательных учреждений "Бейт Ривка", названную по имени его бабушки. Сегодня она включает множество детских садов, школ и педагогических училищ по всему миру. И почти в каждом классе есть несколько девочек, носящих имя Ривка.

 

 

№: 29

Самые популярные материалы