Образ жизни

Празднуем Рош Ашана: шаг за шагом

12.09.2011

Отпраздновать Рош Ашана правильно - это очень важно. А помним ли мы все, что нужно делать?

Давайте прочтем и напомним себе о том, как нужно провести этот празднник.

  1. Зажигание свечей. Перед наступлением праздника женщины и девочки зажигают праздничные свечи и произносят два благословения:
  1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЭЛЬ ЙОМ АЗИКАРОН.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня Памяти!

  1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЭЭХЕЯНУ ВЭКИЕМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Во второй вечер праздника также зажигают свечи, но произносят только первое благословение.



2. Праздничное пожелание. Перед Рош Ашана и в сам праздник евреи традиционно желают друг другу: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТЭВ УТИХАТЭМ» (женщине говорят: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТВИ УТИХАТМИ»), что означает: "Да будешь ты записан(-а) и подписан(-а) на хороший год".

3. «Кидуш». Как в каждый праздник и субботу, в Рош Ашана мы совершаем «кидуш» над полным бокалом вина или виноградного сока.

После «кидуша» омываем руки и съедаем кусочек халы, предварительно произнеся благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, выращивающий хлеб из земли.

В Рош Ашана перед тем как съесть кусочек халы его обмакивают в мед.

  1. Блюда на Рош Ашана. Все блюда в Рош Ашана должны символизировать хороший и сладкий год. Первым после халы съедают кусочек сладкого яблока, окунутый в мед. Перед этим произносят благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, творящий плод дерева.

Потом желают:

ШЭТИТХАДЭШ АЛЕЙНУ ШАНА ТОВА УМЕТУКА.

Да будет у нас хороший и сладкий год.

Кроме того, в Рош Ашана принято есть гранат (ШЭЕРБУ ЗХУЙОТЭЙНУ КЭРИМОН/Да умножатся наши заслуги как косточки в гранате), голову рыбы (ШЭНИЙЕ ЛЕРОШ ВЭЛО НИЙЕ ЛЕЗАНАВ/Да будем мы головой, а не хвостом) и некоторые другие блюда, в соответствии с обычаями разных общин.

  1. 4. Трубление в шофар. Особая заповедь Рош Ашана – слушать трубление в шофар. Оно символизирует коронацию Всевышнего как царя мира, а также имеет несколько других символических значений.

Нужно постараться услышать шофар и в первый, и во второй дни праздника.

  1. «Ташлих». Этот обычай исполняют в первый день праздника после дневной молитвы. Идут к водоему (если нет водоема, его может заменить аквариум с рыбками), на его берегу произносят особые молитвы о милости Всевышнего, а затем символически вытряхивают над водой карманы – "освобождаются от грехов".

Тот, кто по какой-то причине не исполнил этот обычай в Рош Ашана, может исполнить его в последний день праздника Суккот.

  1. «Эрув тавшилин». В этом году суббота наступает сразу после окончания Рош Ашана. Поэтому готовить еду для субботы нам придется в праздник.

По еврейскому закону в праздник разрешено готовить только для нужд самого праздника. Поэтому, чтобы готовить на субботу, перед Рош Ашана нужно сделать «эрув тавшилин» – объединение готовки. Тем самым мы провозглашаем, что праздник и суббота объединяются в одни длинные сутки, и все, что мы готовим, мы готовим для этих длинных суток.

Отложите в сторону кусочек вареной пищи (например, яйцо, рыбу, мясо) и хлеб или булочку и произнесите благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ МИЦВАТ ЭРУВ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам делать эрув.

Затем добавьте:

БЭИРУВ ЗЭ ИЙЕ МУТАР ЛАНУ ЛЕЭФОТ, ЛЕВАШЭЛЬ, ЛЕАТМИН УЛЕАДЛИК НЭР УЛЕТАКЕН УЛААСОТ КОЛЬ ЦАРКЭЙНУ МИЙОМ ТОВ ЛЕШАБАТ.

При помощи этого эрува нам будет позволено печь, варить, укутывать, зажигать свечу, и делать все, что необходимо в праздник для субботы.

Не забывайте, что в праздник можно только переносить огонь от уже горящего и увеличивать его, но зажигать новый, уменьшать или тушить запрещено.