О месяце

Мировой еврейский заговор

7.04.2011

Тысячи посланников Любавичского Ребе ежегодно решают задачу: как накрыть кашерный пасхальный стол на… скажем, две сотни человек, например, на Аляске? И где достать марор для седера на восточном побережье Африки? А ведь когда-то это было только в планах одного-единственного человека. В планах, в реальность которых было трудно поверить.

Тишина воцарилась в зале торжеств "Корона" города Ужгорода. Только что закончилась вечерняя молитва, первая молитва наступившего Песаха. В ней участвовало триста мужчин. Молодые парни, в облике которых, казалось бы, нет ничего еврейского, и старики, которые еще помнят еврейский штетл.

Руководители общины и представители городской администрации сидят за столом рядом с посланником Любавичского Ребе в Ужгороде, раввином Менахем-Мендлом Тейхманом. Раввин – новый в городе человек, он приехал сюда жить и работать вместе с женой и маленькими детьми всего несколько дней назад и останется здесь до прихода Машиаха.

Раввин Тейхман начинает рассказ, который начинают в этот день миллионы евреев по всему миру. Но прежде, чем начать его, он на чистом русском языке рассказывает собравшимся еврейскую майсу.

"Жили-были два нищих, еврей и нееврей. Еврей научил своего приятеля, приходя в местечко, надевать кипу и стоять у синагоги – тогда обязательно кому-нибудь захочется исполнить заповедь гостеприимства и накормить его.

Накануне пасхального седера еврей сказал своему приятелю, что сегодня вечером их ждет королевское угощение. Нужно только немного потерпеть. И вот, по окончании молитвы в синагоге, один из местных евреев пригласил странников в гости. Все расселись за празднично накрытым столом и… вместо того, чтобы начать трапезу, принялись читать по какой-то нарядной книжке. У нищего-нееврея уже глаза вылезали от нетерпения, а евреи все читали и читали. Но вот, наконец, наступила долгожданная минута – хозяин дома, а за ним и все его домочадцы, потянул руку к миске с чем-то белым. Гость поскорее схватил полную пригоршню и сунул в рот. О ужас… это был хрен!

Несчастный выскочил из-за стола и кинулся прочь. "Куда же ты? – закричал ему вслед его товарищ-еврей. – Осталось подождать совсем немного!" Поздно ночью приятели встретились в условленном месте – один с пустым желудком, как и вначале, другой – наевшийся до отвала. Вот и вы потерпите немного. Мы прочтем Агаду, как положено в ночь пасхального седера, а потом наедимся до отвала".

Громкий смех был ответом раввину. Собравшиеся поняли намек. Никто не пытался начать есть раньше времени, никто не торопился. Все с открытым ртом слушали рассказ раввина. И даже после хрена никто не ушел из зала. Пятьсот человек (столько собралось на этот седер) три часа подряд слушали историю исхода из Египта, сдобренную еврейскими майсами и хасидскими комментариями. Пели традиционные пасхальные песни на иврите, идише и русском. У многих текли слезы.

Таким запомнился тот первый седер его участникам. Он раз и навсегда сделал их частью народа Израиля. С тех пор каждый год в ночь пасхального седера все тот же зал "Корона" наполняли евреи, и количество их росло год от года. Кто-то благодаря этим седерам начал посещать вновь открывшуюся с приездом раввина синагогу. Кто-то постепенно стал исполнять заповеди Торы.

Песах – самый нелегкий праздник для посланника Ребе. Многие недели, а в самых отдаленных местах – месяцы, посланники Ребе готовятся к нему, чтобы провести его вместе с общиной наилучшим образом.

Во-первых, необходимо найти и снять зал, вмещающий сотни, а в некоторых местах и тысячи гостей. Естественно, найти средства (и немалые) на его оплату. Приготовить мацу, кашерное вино, мясо в "промышленных" количествах. Это значит – закупить их подешевле (где?) и перевезти порой даже из другого полушария по воздуху, морю или суше. Решить все связанные с этим таможенные проблемы. Организовать охрану зала во время седера, чтобы не случилось нежелательных эксцессов. И это – лишь малая часть предпасхальных забот…

Первый пасхальный седер в Казахстане

17 лет назад в Алматы появилась молодая пара – посланники Ребе раввин Ешая и его жена Хана Когены. У них не было ни житейского опыта, ни знания языка и тонкостей местного менталитета. Ближайшее место закупки кашерных продуктов – далекий Израиль. Нужно много денег, много рабочих рук, а ничего этого нет… Но Ребе не просто посылает – он же и дает силы исполнить поручение.

Вот что рассказывает о тех временах раввин Ешая: "Я попросил помочь нам моего младшего брата Эльханана, тогда еще неженатого молодого парня. Заказал в Израиле мацу. Деньги дал молодой алмаатинец Альберт Шимони – в память о своем отце. О том, каким чудом маца все-таки прибыла в Казахстан за несколько дней до Песаха – долго рассказывать. Как и о том, каким чудом мы успели до наступления праздника разослать партии мацы по городам. Ночами мы мыли арендованный для седера ресторан, кашеровали кухню, меняли посуду на новую, купленную специально на Песах. Еду готовили женщины общины. Работа была очень тяжелой, так что, сидя за пасхальным столом, мы по-настоящему чувствовали себя вышедшими из египетского рабства".

Накал чувств в зале невозможно описать. Это был первый общественный седер в Казахстане за всю его историю.

Первый, но не последний. С тех пор не было года, чтобы в Алматы не было пасхального седера.  Теперь седеры проводятся и в других городах – Астане, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Костанае и других.

Выход из Египта в Конго

Один из посланников Ребе, исполняющих его поручение в самых разных уголках мира, – раби Шломо Бен-Тулила. Вот уже двадцать лет, с 1991 года, он работает на "черном континенте".

Раби Шломо родился в канадском Монреале, в большой хабадской общине. В Африку он приехал в составе группы молодых ребят от организации "Мерказ леиньянэй хинух". Их задачей было ездить по городам, разыскивать в них евреев – чаще всего потомков европейских евреев, сбежавших в Африку от ужасов войны – и поддерживать еврейский огонек в их душе. Выслушивать, беседовать, вместе учить Тору, снабжать еврейскими книгами.

Женившись, раби Шломо выехал в центральную Африку вместе с женой – уже на постоянное жительство. С тех пор еврейский центр в Киншассе, столице Конго, стал центром притяжения местных евреев и многочисленных бизнесменов и туристов на африканском континенте.

Супруги Бен-Тулила приехали в буквальном смысле слова на пустое место. Здесь никогда не было ничего еврейского. Приехали за два месяца до Песаха. Как в такой короткий срок подготовиться к такому масштабному событию?

Родственники пообещали организовать им партию мацы из Франции. Кашерное вино и мясо закупили в ЮАР – африканской Европе, как ее тогда называли, пять часов лета от Конго. Все продукты благополучно прибыли в Киншассу. Кроме необходимого для марора свежего салата. Раби Шломо перевернул город в поисках салата, но безрезультатно. Седер в том году был без марора. Кто-то из гостей сказал: "Ничего, в Конго и без марора хватает горечи!"

"Но для нас это совсем не так, – говорит раби Шломо, – мы совсем не чувствуем здесь никакой горечи. Быть посланником Ребе – это самая большая радость, даже если ради этого приходится проводить Песах вдали от родных и друзей".

С тех пор прошло двадцать лет. Посланники Ребе Бен-Тулила освоились в стране. Они хорошо знакомы с президентом Кабилой и часто бывают у него. Во время их последней встречи раби Шломо вручил президенту роскошное Пятикнижие на английском языке. Один из членов общины, влиятельный человек в государстве, несколько раз за последние полгода побывавший в кабинете президента, говорит, что Пятикнижие до сих пор занимает почетное место на его столе.

Семь месяцев спустя после прибытия семьи Бен-Тулила в Конго начался переворот. На улицах были пожары и перестрелки. Многие страны выслали самолеты для эвакуации своих граждан из страны. Бен-Тулила поднялись на борт израильского самолета.

"Сейчас, – говорит раби Шломо, – обстановка абсолютно другая. Президент Кабила очень популярен в народе, страна развивается семимильными шагами. Хотя, конечно, для религиозного еврея здесь все равно есть множество трудностей. Наша семья, например, просто забыла уже, что такое молоко. Иногда бывает сыр, когда кто-нибудь привозит".

Невозможное сбывается

Отношение Любавичского Ребе к общественным пасхальным седерам не имеет аналогов.

В нисане 1986 года на приеме у Ребе побывали два главных раввина Израиля – раби Авраам Шапира и раби Мордехай Элияу. После торанической беседы Ребе сказал своим гостям: "Я прошу вас позаботиться о том, чтобы в каждом израильском городе состоялся общественный седер, настолько роскошный, насколько это возможно. Я, со своей стороны, оплачу половину расходов". Один из раввинов усомнился в серьезности просьбы. На это Ребе ответил кратко: "Я человек серьезный".

Мировой еврейский заговор

В каждой стране общественный седер имеет свою специфику. В Израиле, например, большинство гостей общественных седеров – новые репатрианты или люди одинокие, которым не с кем провести праздник. Но есть здесь и города, в которых общественный седер имеет привкус престижного клуба, места в котором заказывают заранее…

Самый большой общественный седер в южной Америке проводит раввин Крипор из Коско (Перу). Ежегодно там готовятся к приему более тысячи гостей. Такое же количество гостей на пасхальных седерах в Непале и Таиланде, любимых местах отдыха израильтян.

Уже за несколько дней до Песаха в населенные пункты, в которых есть еврейские центры, съезжаются израильские туристы. Многие специально планируют свой маршрут таким образом, чтобы в Песах оказаться поблизости. Общественный седер – одно из самых ярких впечатлений от путешествия по Востоку. Все вместе – киббуцники с пирсингом и серьезные молодые люди в вязаных кипах – празднуют общий для всех евреев выход из Египта. Все чувствуют себя частью еврейского народа, независимо от политических взглядов и общественного положения. Для многих из них это первое в их жизни "еврейское" впечатление. Именно здесь, вдали от дома, рушатся барьеры и тает броня, остается лишь внутренняя, еврейская, суть души.

В этом году место будущего седера – самая горячая тема для обсуждений туристов в Перу. Сам раввин Крипор загадочно улыбается: "Зал уже заказан, но из соображений безопасности мы пока не можем раскрыть его местоположение. О нем станет известно за день до Песаха". Раввин не опасается, что количество гостей от этого уменьшится: "Мне даже не нужно будет публично объявлять о месте проведения. Достаточно всего лишь шепнуть о нем двум-трем людям – и тут же все будут знать. Вот увидите!"

Меры безопасности в Коско, как и во многих других местах, принимаются серьезные. Не все можно рассказать на страницах журнала. У израильской полиции есть договор с местными силами. Даже просто наводненность района вооруженными полицейскими призвана отпугнуть потенциальных террористов. Кроме того, будут блокированы подъездные пути к залу. Особенность нового порядка обеспечения безопасности в том, что все силы будут отданы в распоряжение еврейского центра и под его командование вплоть до окончания седера.

Еще одно новшество этого года: пасхальный седер начнется на полтора часа раньше времени. Для чего? "Дело в том, что многим хочется сделать на память фотографии такого памятного события. После начала праздника по еврейскому закону фотографировать уже нельзя. Вот мы и решили дать нашим гостям возможность фотографировать до его начала", – объясняет раввин.

В Коско наняли двадцать пять официантов. Приготовлением пищи руководит местный шеф-повар. Одного только супа требуется двести литров.

Высоко в Гималаях

Но самый многолюдный в мире седер проводит раввин Ехезкель Лифшиц в Катманду (Непал). Для тысяч туристов седер в Катманду – одна из главных целей путешествия.

Впрочем, раввин Лифшиц не останавливается на достигнутом. В прошлом году, например, туристы в деревне Мананг уже смирились с тем, что они не попадут на седер в Катманду. Каково же было их удивление, когда за несколько часов до начала седера в Мананг пришли два студента ешивы – помощникми раввина Лифшица. Ребята прилетели из Катманду на вертолете, а потом шли два часа до Мананга в сопровождении местных грузчиков, неся с собой все необходимое для седера. Радости израильтян не было границ. Седер в Мананге состоялся и остался в памяти его участников как незабываемое впечатление.

И… с точки зрения посланника Ребе

Песах – праздник выхода из рабства на свободу. "Для нас же, – говорит один из героев сегодняшнего рассказа, – это в каком-то смысле наоборот, рабство. Когда весь еврейский народ празднует Песах, наслаждаясь плодами своих трудов, для нас работа в самом разгаре. Только после завершения пасхальной недели, когда поток гостей в еврейских центрах схлынет, мы можем отоспаться после многих бессонных ночей. Но несмотря на усталость мы счастливы, потому что это в этом случае мы рабы Б-га – а в этом и заключается истинная свобода".