От редактора

9.03.2011

Достоинства Эстер превосходят достоинства Мордехая


О доле женщин в празднике Пурим написано в талмудическом трактате "Мегила": "Женщины обязаны слушать Свиток Эстер, ибо они тоже участвовали в том чуде". Комментаторы добавляют, что женщины не просто были дополнением к мужчинам, но что чудо свершилось главным образом благодаря им (то есть благодаря Эстер).

Ребе

Поэтому Свиток и называется "Свиток Эстер", а не "Свиток Мордехая" и даже не "Свиток Мордехая и Эстер".

Разумеется, очевидная причина такого названия в том, что именно Эстер убедила еврейских мудрецов написать Свиток, как об этом сказано в его последней главе: "И послала Эстер мудрецам письмо, чтобы они записали для будущих поколений…" Еще одна причина в том, что именно Эстер рисковала жизнью ради спасения еврейского народа.

Тем не менее, высокое происхождение Эстер определяется родственной связью с Мордехаем: "Он воспитывал Адассу-Эстер, свою племянницу". И ведет себя Эстер тоже в соответствии с указаниями Мордехая: "…Как приказал ей Мордехай…"

Это относится и к подвигу Эстер, который был совершен только после прямого приказа Мордехая. Мордехаю даже пришлось заставить Эстер пойти к царю, сказав ей жесткие слова: "Кто знает, не для этого ли ты достигла трона!?"

Тогда почему же Свиток назван только именем Эстер? Ответ на этот вопрос таков: Мордехай не прибавил Эстер ничего, что не было заложено в ней изначально. И когда с помощью Мордехая внутреннее содержание Эстер раскрылось, стало очевидно, что оно выше внутреннего содержания самого Мордехая.

Образы Мордехая и Эстер символизируют Тору и еврейский народ. Мордехай – Тору, а Эстер – еврейский народ. С одной стороны, Тора выше еврейского народа, ведь евреи обязаны жить в соответствии с ее указаниями, и только в этом случае проявятся его достоинства. С другой стороны – достоинства еврейского народа выше достоинств Торы.

В свете сказанного мы можем понять внутренний смысл событий Свитка Эстер. Да, Мордехаю пришлось давать Эстер указания и даже убеждать ее, но он не добился нужного, и теперь уже Эстер давала указания Мордехаю: "Иди, собери всех евреев…" Всеобщий сбор и пост должен был организовать Мордехай, как выполнение законов Торы, которые формулируются мудрецами Торы. Но подвигла его на эти действия Эстер.

Поэтому именно Эстер убедила еврейских мудрецов написать Свиток. Поэтому Свиток и называется "Свиток Эстер", а не "Свиток Мордехая".

Внутреннее содержание Эстер, которое было заложено в ней изначально и раскрылось с помощью Мордехая – это те качества, которыми обладает вообще еврейская женщина. Как дарование Торы зависело от согласия всех еврейских женщин – точно так же совершение чуда Пурима зависело от конкретной женщины – Эстер.

Известно высказывание Бааль Шем Това о том, что историю Пурима нужно воспринимать как актуальную во все времена. В нашем контексте следует подумать о величине ответственности еврейской женщины, от которой зависит дарование Торы и даже само физическое существование еврейского народа.

Мужчина ответствен за заработок, он редко бывает дома, поэтому ответственность за семью, воспитание детей лежит на женщине. А это и есть физическое сохранение еврейского народа как народа Торы.

№: 23

Самые популярные материалы