Взаимоотношения в семье

Строгость в подарок

9.03.2011

Наши мудрецы пишут: "…Ибо зло в сердце человека с юности его…" Уже с момента рождения разрушительные силы, скрытые в человеке, начинают расти вместе с ним. Всю жизнь мы ведем борьбу со злым началом в своей душе. Но начало этой борьбы – в детстве, когда маленький человек еще не может выстоять без помощи взрослых.

Большая ошибка думать, что любовь к ребенку должна проявляться во вседозволенности. Напротив, сам ребенок ждет от родителей указаний и запретов, которые направят его жизнь в правильное русло. Но в строгости, которую иногда необходимо применять к ребенку, необходимо исходить не из личной обиды, а из желания добра самому ребенку.

Истинное родительство – это когда от ребенка не ждут ничего для себя. Суть родительства – только давать, но не брать.

Наши мудрецы говорят: "Человек может завидовать кому угодно, только не собственному ребенку". Имеется в виду "черная" зависть, когда ненавидят человека за то, что у него есть что-то, чего нет у нас. Родитель, любящий ребенка безусловной любовью и желающий ему только добра, каждый его успех воспринимает как свой личный.

Наказание без гнева

Наказание должно исходить из желания дать ребенку любовь и добро. Наказание, проистекающее из гнева и обиды, не создает ничего кроме противостояния между ребенком и родителем.

Рамбам пишет: "И также гнев – весьма отрицательное качество, и пристало человеку максимально отдаляться от него, пусть приучит себя не гневаться даже на то, что заслуживает гнева. А если хочет держать в строгости сыновей и домочадцев, или общество, если он староста – и хочет гневаться на них, чтобы они вели себя подобающе – пусть притворяется, что гневается, чтобы наказать их, но внутри будет спокойным и взвешенным…"

Это правильно в любой ситуации. В ситуации воспитания детей это единственная родительская позиция. Истинный гнев – вне закона.

Контроль и еще раз контроль

Еще один важный принцип – постоянный самоконтроль: родитель должен проверять мотив своих действий, особенно наказаний. Чисты ли его намерения? Действует ли он в интересах ребенка или из эгоистических побуждений?

Правая рука приближает, левая – отталкивает

В воспитании детей есть два необходимых элемента, которые на языке Торы называются "Правая рука приближает, левая – отталкивает". Между ними необходима правильная пропорция.

Левая рука в данном контексте – это постановка границ. Границы необходимы ребенку, чтобы не потеряться в большом мире. Чтобы отличать добро от зла.

Правая рука – это близость, поддержка, давание… Она дает ребенку почувствовать, что его любят, ценят, повышает его самооценку. Простая похвала за хорошо написанную контрольную может заставить ребенка трудиться еще упорней и написать следующую контрольную еще лучше. Но высшая точка любви – это любовь просто так, ни за что, независимо от поведения и школьных успехов ребенка.

Подробнее о левой руке

Чтобы лучше понять сущность и роль границ, которые мы ставим ребенку, давайте рассмотрим само понятие – граница. На первый взгляд граница – неэффективный инструмент. Она закрывает ребенку путь к развитию, ограничивает его, в то время как он стремится к действию и совершенствованию. Для чего же тогда нужны границы?

Чтобы понять суть явления, посмотрим, что говорит каббала о гвуре – душевном качестве, дающем человеку способность ставить границы. "Ограничение порождает пространство внутри сосуда". Другими словами, ограничение – необходимое условие для получения чего-либо извне, от других людей. Когда ты готов принять границы и смириться с тем фактом, что на свете есть еще люди кроме тебя, только тогда ты сможешь получить что-либо от этих людей.

Еще одна важная роль границ – научить ребенка брать на себя ответственность. Понятия "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо", осознание того факта, что мир не вертится вокруг тебя, единственного, также необходимо воспитывать в ребенке.

Сначала правая, потом – левая

С точки зрения иерархии свойство "правой руки" имеет преимущество перед свойством "левой руки". Как уже объяснялось выше, роль "правой руки" – раскрыть потенциал ребенка, помочь ему в самоопределении. Невозможно начать с ограничений, когда еще некого ограничивать. Из этого следует, что ограничение должно появиться на положительном фоне любви и близости, поддержки и понимания. Перед тем, как начать воспитывать с помощью ограничений и наказаний, необходимо "повысить уровень" любви.

Любовь создает "материал" личности ребенка, а строгость – сосуд, в который этот материал помещается.

Правила использования строгости

Любовь – это инструмент, который может повредить личности ребенка гораздо меньше, чем излишняя строгость. Поэтому пользоваться строгостью нужно аккуратно. Вот несколько простых правил:

  1. Проверить, что в душе нет мотива мести, а только лишь желание добра ребенку.
  2. Не использовать строгость, когда обстановка и так напряжена, а когда все-таки используешь, делать это очень дозировано.
  3. Всегда перед применением наказания обдумывать, какую пользу и каким образом оно принесет.
  4. Как следствие вышеперечисленных правил, строгость ни в коем случае не должна превращаться в стиль отношений – иначе она вообще потеряет свои полезные свойства.
  5. Применяя строгость, следует пользоваться обходными путями, насколько это возможно.
  6. Наказывать ребенка следует, только если чувствуешь, что тебе это тяжело и хотелось бы обойтись без этого, и только желание добра ребенку заставляет…
  7. Ругать ребенка можно только таким образом, чтобы не оскорблять его достоинство

Соблюдение этих правил сделает наши наказания более эффективными и поможет избежать побочных эффектов.

Удачи вам в воспитании детей!