Их след в нашей истории

Дочери Цлофхада

7.02.2011

Махла, Ноа, Хагла, Малка и Тирца, пять сестер-праведниц, настояли на праве своего рода на наследственное владение в Святой Земле. Благодаря им в еврейском своде законов появился еще один пункт.

В недельной главе Торы "Пинхас" рассказывается не совсем типичная история. Ее героини – пять сестер, дочерей Цлофхада, потомка Менаше, сына Йосефа.

Их отец, Цлофхад, умер еще в пустыне, по дороге из Египта в Землю Обетованную. У него не было сыновей, но его дочери были необыкновенными женщинами. Об этом говорит, в частности, перечисление их имен в Торе – а Тора не перечисляет ничьих имен просто так. Что же такого совершили эти женщины?

Раздача наделов коленам

Это было на сороковой год после выхода евреев из Египта. Скитаниям в пустыне приходил конец. Евреи готовились войти в Землю Обетованную.

Моше получил от Всевышнего указание по поводу разделения Земли между коленами и сообщил народу, по каким правилам оно будет происходить. После завоевания Земли будет брошен жребий между шестьюстами тысячами мужчин, вышедшими из Египта, или их потомками по мужской линии. Собственно, мужчин, вышедших из Египта, осталось считанные единицы, большинство из них умерли за сорок лет скитаний по пустыне.

Первые феминистки

Цлофхад не оставил наследников по мужской линии, и, согласно существующим законам, его семья должна была остаться без надела. И дочери Цлофхада решили отстаивать права своего рода.

Тут надо отметить, что Цлофхад был человеком не простым. О нем сказано, что основное его желание было – исполнять заповеди Торы, и чтобы другие евреи тоже следовали этим заповедям. Обращаясь к Моше, дочери Цлофхада отметили тот факт, что их отец не участвовал в бунте Кораха и прочих бунтах, случившихся за эти сорок лет. А бунтов среди "поколения пустыни" было немало, и были они массовыми. И умер он вовсе не из-за греха разведчиков*, как прочие представители этого поколения, а из-за какого-то своего частного греха.

Нет, дочери Цлофхада не нуждались в участке земли: все равно, выйдя замуж, они жили бы на наделе мужа. Они хотели сохранить в народе память о своем праведном отце, чтобы в святой земле был надел Цлофхада.

На тот момент Моше уже ввел, по совету своего тестя Итро, систему судов нескольких ступеней. Низшие суды решали простейшие вопросы, а те, которые не могли решить сами, переправляли на инстанцию выше. Дочери Цлофхада прошли всю это иерархию снизу доверху, но ни один суд не смог решить их проблему. Так они дошли до самого Моше.

Моше, будучи человеком скромным, также не стал сам выносить решение. Он сказал, что если все предыдущие инстанции не нашли ответа – то кто он такой? Он переправит вопрос в самую высшую инстанцию. Пусть Всевышний вынесет решение по этому делу.

По другой версии, Моше предоставил решение вопроса Всевышнему не из скромности, а потому что у него не было прецедента, и он не знал, как поступить.

И Всевышний ответил Моше, что дочери Цлофхада правы в своих притязаниях. И вынес решение: если еврей не оставил после себя сыновей, его надел наследуют дочери.

Но тут возникла новая проблема. Что будет, когда такая девушка выйдет замуж за представителя другого колена? Ведь наделы были закреплены не только за отдельными семьями, но и за коленами! Если надел перейдет с ее замужеством к колену мужа, будет нанесен ущерб колену девушки.

Решение этой проблемы было найдено: девушка, унаследовавшая надел отца, могла выходить замуж только за представителя своего колена. Дочери Цлофхада так и поступили.

Во славу дочерей Цлофхада

Наши мудрецы называют дочерей Цлофхада среди двадцати трех самых выдающихся женщин еврейского народа. Вот, для наглядности, начало этого списка: Сара, Ривка, Рахель, Лея, Йохевед, Мирьям, пять дочерей Цлофхада…

Что же выдающегося совершили эти женщины, чтобы оказаться в такой компании?

Да, они были скромны и мудры, как подобает еврейским женщинам, но достаточная ли это причина?

Благодаря дочерям Цлофхада был написан целый сюжет Пятикнижия и принят закон Торы – честь, которой удостоились немногие. Как сказано в Талмуде, "о наследовании в случае отсутствия сыновей должен был написать Моше, но удостоились написать об этом дочери Цлофхада".

А Мидраш добавляет, что праведность дочерей Цлофхада заключалась в том, что они подняли свой вопрос в очень подходящее время. Это было как раз тогда, когда разведчики вернулись из Земли, и весь народ роптал, желая вернуться в Египет. Это была минута слабости и неверия в Б-жественное обещание. Евреи отказались от Земли Израиля.

И тут вышли дочери Цлофхада и мужественно потребовали свою долю в Земле Израиля. Мужественно – потому что только что на их глазах народ чуть не закидал камнями Еошуа и Калева, хваливших Землю. Это была чистая и сильная вера во Всевышнего и его обещание привести евреев "в землю прекрасную и просторную, землю, текущую молоком и медом".

За это они и получили свою награду – один из законов Торы был написан благодаря им.

________________________________________

* Когда разведчики, посланные Моше в Святую Землю, отозвались о ней плохо, евреи отказались входить в нее. И Всевышний наказал евреев тем, что им пришлось скитаться по пустыне сорок лет, пока не умерли все, кто был совершеннолетним во время этого эпизода.