От редактора

17.01.2011

Земля Обетованная


Тысячи лет мы стремились к ней, молились о ней, помнили о ней в радости и в горе – и вот, наконец, каждый из нас может поселиться в Земле Израиля, стоит ему только захотеть.

Она такая маленькая – но в ней есть горы и пустыни, реки и моря, степи и леса. За тысячи лет, прожитых ею, за нее сражались многие империи, она постоянно переходила из рук в руки. Она впитала моря крови и слез. И по-прежнему она остается желанной, по-прежнему народы мира признают ее особую святость.

Чья она?

Земля Израиля была обещана Всевышним потомству Авраама. Позднее, когда потомки Авраама, Ицхака и Яакова вернулись сюда, здесь проживали семь народов. Об этом написано в Торе.

В Пятикнижии, в книге "Дварим", сказано, что "всюду, где ступит ваша нога – это место станет вашим". То есть, любая территория, которую евреи завоюют после завоевания Земли Израиля, становится еврейской по закону и приравнивается в статусе святости ко всей остальной территории Земли Израиля. Кроме того, земли, на которых проживали племена кинеев, книзеев и кадмонеев, присоединятся к Земле Израиля в любом случае после прихода Машиаха.

Земля Израиля (Ханаан) присутствует в Пятикнижии уже с начала его первой книги – "Берешит". Почти все этапы становления еврейского народа, описанные в Пятикнижии, связаны с ней.

Вот как начинает великий Раши комментарии к Пятикнижию:

"Раби Ицхак сказал, что не нужно было начинать Пятикнижие ни с какого другого места, кроме как с того, где евреям дается первая заповедь – о новомесячье; и непонятно, зачем начинать с сотворения мира.

Но если народы мира скажут евреям, что они грабители и забрали силой земли семи народов, они ответят, что вся земля принадлежит Всевышнему, Он сотворил ее и отдал, кому хотел, и забрал, у кого хотел, и по Своей воле отдал ее нам".

613 заповедей – только в Святой Земле

Кроме заповедей, непосредственно связанных с Землей Израиля, которые никак невозможно исполнить ни в каком другом месте, все остальные заповеди тоже по-настоящему можно исполнить только здесь. Почему так? Потому что главная цель исполнения заповедей – превратить мир в жилище Всевышнего – а какое еще место на земле так подходит для раскрытия Всевышнего, как не Святая Земля!?

Кроме того, исполнение заповедей в совершенстве возможно только после прихода Машиаха, когда все евреи будут жить в Святой Земле.

Даже само проживание в Земле Израиля – большая заслуга; исполнение заповедей в ней приобретает особую глубину; и все это – следствие ее особой святости. О ней сказано: "Взгляд Всевышнего прикован к ней от начала года до конца года". С ней связано исполнение обещания Всевышнего о даровании евреям собственной земли.

Дворец Царя царей

Особая святость Земли Израиля обязывает ее жителей вести себя соответственно – так, как они вели бы себя во дворце царя. Ведь это и есть дворец – дворец Царя царей. Кроме того, евреи, живущие в Земле Израиля, ответственны за ее целостность и уважительное к ней отношение.

Земля Израиля выбрана Всевышним из всех других земель, чтобы реализовать цель всего творения – стать духовным центром мира, из которого будет исходить учение Торы и духовный свет для всех народов.

Кроме прочего, Земля Израиля должна быть заселена евреями, поскольку точно так же, как она избрана из всех земель, так и еврейский народ избран из всех народов, чтобы быть светочем для народов мира.

Земля Израиля – это не просто точка на карте. Это духовный центр мира. Хотя это и реальное место в физическом мире.

В чем же "особость" Земли Израиля?

Особенностей две.

Вот как написано об этом в Мидраше: "Хороша Земля Израиля тем, что избрана Всевышним". Или словами Мехильты: "Пока Всевышний не избрал Землю Израиля, все земли были подходящими для Торы; после того, как избрал – отпали все остальные земли". Или словами Мидраша Танхума: "Люблю Я Землю Израиля за то, что она освящена Мною из всех земель". И напоследок, из Мидраша Раба: "Земля Израиля, в которой находится Б-жественное присутствие".

Таким образом, два преимущества Земли Израиля состоят в том, что это

1)      избранная земля

2)      святая земля.

Избранная земля

Земля Израиля – это, прежде всего, избранная земля. Она избрана не за то, что чем-то лучше других земель, и не потому, что больше других земель подходит для народа Израиля, а просто потому, что такова воля Всевышнего.

Святая земля

Это уже более рациональное преимущество. Этим Земля Израиля действительно отличается от всех других земель.

Внешне святость Земли Израиля проявляется в наличии заповедей, которые исполняют только на ее территории. Впрочем, как уже сказано, вообще все заповеди Торы можно исполнить по-настоящему только здесь и только после прихода Машиаха.

Как пишет Любавичский Ребе в одном из своих посланий к еврейскому народу, нашими мудрецами постановлено, что и земля, и воздух за пределами Земли Израиля нечисты. Он также объясняет в этом послании, что само название "Земля Израиля" говорит о том, что даже такой грубо-материальный предмет как земля здесь проникнут святостью и духовностью. Именно поэтому здесь и существуют особые законы относительно земли и ее плодов.

Название "Земля Израиля"

Корневые буквы слова "земля" на святом языке совпадают с корневыми буквами слова "желание", "воля". Земля, которая стремится исполнить волю Всевышнего. А корневые буквы слова "Израиль" складываются в "моя голова": иными словами, Израиль – это мудрость Всевышнего.

Таким образом, Земля Израиля – воплощение воли и мудрости Всевышнего. И исполнение заповеди заселения Земли Израиля – это устройство жизни в этом мире в соответствии с волей и мудростью Всевышнего. Но при этом не следует забывать, что без Торы и заповедей, даже живя в Земле Израиля, еврей находится в ней только физически, а духовно он – за ее пределами.

Святость Земли Израиля

Святость Земли Израиля начинается с момента завоевания ее во времена Еошуа (преемника Моше). Такова была воля Всевышнего, что Земля Израиля должна освятиться именно с помощью завоевания ее народом Израиля и никак иначе.

Первым этапом освящения Земли Израиля стал захват Ерихо (Иерихона) – крепости, которая в Торе называется ключом к Земле Израиля. С этого момента вступили в силу некоторые заповеди, связанные с Землей Израиля. Остальные заповеди этого рода вступили в силу после захвата всей Земли Израиля и ее разделения между коленами.

После захвата Земли Израиля Навуходоносором ее святость была отменена. Но после возвращения евреев из вавилонского изгнания святость вернулась в те ее части, которыми они владели, и эта святость была уже необратимой.

Почему первичная святость оказалась обратимой, а вторичная – необратимой? Первичная святость зависела от захвата Земли Израиля евреями, который противоречил желанию ее прежних владельцев. Когда евреи потеряли Землю Израиля, она естественным образом стала принадлежать прежним хозяевам, и условие ее святости исчезло. Вторичная же святость связана с заселением Земли Израиля евреями с согласия ее прежних владельцев и потому стала необратимой.

№: 21

Самые популярные материалы