Новости

31.08.2010

"Раскаяние, молитва и благотворительность отменяют суровый приговор…" – так говорят наши мудрецы. В месяце элуле, последнем перед Судным Днем, нужно совершать как можно больше добрых дел, чтобы они послужили нам защитой и оправданием на Небесном Суде. Как исполнять заповедь благотворительности, и какова плата за нее?

"Величие заповеди благотворительности в том, – говорят наши мудрецы, – что она приближает Избавление". Это одна из важнейших заповедей иудаизма. Она искупает грехи. Она приучает нас отдавать частичку себя ради тех ценностей, в которые мы верим.

Акт справедливости

В русском языке слово "благотворительность" как бы намекает на добровольность и необязательность этого акта. В святом языке слово "цдака" одного корня со словом "цедек", "справедливость".

Согласно нашей вере, все, чем человек владеет – не более чем залог, который дан нам Всевышним, и которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению. Давая деньги бедному, мы не делаем ему одолжения, а всего лишь распоряжаемся ими так, как того хочет их истинный владелец. Иначе говоря, восстанавливаем справедливость.

В нашу эпоху, эпоху потребления и массовой роскоши, совершение благотворительности особенно необходимо: отдать другому, уступить ближнему, ненадолго забыть о своих эгоистических целях. Это позволяет духу подняться над материальными желаниями тела. Это самовоспитание в духе сочувствия, готовности поступиться своими интересами в пользу ближнего.

У всего этого есть дополнительный аспект: человеку свойственно душевно привязываться к материальным ценностям. Отдать деньги для человека часто равноценно тому, как если бы он отдавал частичку себя. Ведь, отдавая заработанное тяжелым трудом, отдавая то, что могло бы быть потрачено на жизненно важные для нас вещи, мы действительно отдаем своему ближнему часть нашей жизни.

Вот поэтому так важно приучить себя регулярно совершать благотворительность.

У заповеди благотворительности есть одна интересная особенность. Если про все остальные заповеди сказано: "Не испытывайте Всевышнего", то есть нельзя говорить: "Я выполню такую-то заповедь, а Всевышний пусть мне за это…" То про заповедь благотворительности говорится: "Испытывайте меня этим!" То есть, давая деньги на благотворительность, можно обращать к Всевышнему личные просьбы и ожидать их исполнения. Отдавая на благотворительность десятину (десятую часть дохода), можно ожидать, что Всевышний воздаст нам сторицей. Заповедь остается заповедью, но при этом дающий считается как бы заимодавцем Всевышнего. "Ссужает Всевышнему жалеющий бедняка" (Мишлей, 19:17). А уж такой "должник" не останется в долгу!

Обычай отделения десятины принят во всех еврейских общинах мира. А есть и такие, которые дают на нужды благотворительности пятую часть доходов.

  • Давать деньги на благотворительность нужно ежедневно, хотя бы небольшую суму. Перед субботами и праздниками нужно давать двойную сумму, ведь в субботу и праздники делать этого нельзя. Важно, чтобы для этих целей в доме была специальная копилка (цдака).
  • Важно, воспитывая детей, приучать их давать деньги на благотворительность. Лучший способ – выделить каждому ребенку личную копилку для благотворительности и ежедневно напоминать ему класть в нее монетку. Когда копилка наполнится, ребенок сможет сам решить, куда передать ее содержимое.

Благотворительность в день свадьбы

У знаменитого мудреца раби Акивы была дочь. Прорицатели сказали ему, что она умрет в день своей свадьбы, и это очень тревожило раби Акиву.

В день своей свадьбы после пира дочь раби Акивы вошла в спальню, вынула из волос брошь и воткнула ее в трещину в стене. Наутро она обнаружила, что проткнула ею ядовитую змею.

Спросил ее отец: "Дочь моя, что ты совершила в день свадьбы? Что спасло тебя от смерти?" Ответила ему дочь: "Во время свадебного пира в дом вошел нищий, но никто, кроме меня, не обратил на него внимания. У меня не было денег, чтобы дать ему, и я отдала ему свою порцию еды".

Сказал раби Акива: "Теперь понятно, что спасло тебя от смерти!" С тех пор он учил: "Благотворительность спасает от смерти".

Это история из Талмуда. А вот еще одна история оттуда же:

Раби Меир и змея

Раби Меир никогда не уходил из синагоги после утренней молитвы раньше, чем в четвертом часу дня. Однажды он вышел из синагоги раньше обычного и сам этому удивился: "Что это со мной? Не иначе как Всевышний хочет моими руками сотворить чудо!"

Вдруг он увидел двух змей и услышал их беседу:

- Куда ты ползешь?

- Я ползу к раби Юде, Всевышний послал меня убить его и всех его домашних, потому что он никогда не давал денег на благотворительность.

Услышал раби Меир беседу змей и побежал скорее к дому раби Юды. У ручья он догнал змею и воскликнул: "Повелеваю, чтобы ты не могла перебраться через ручей без моего согласия!" Змея остановилась и не смогла продолжить свой путь. А раби Меир поспешил дальше.

Подойдя к дому раби Юды, он закрыл лицо, чтобы тот не смог узнать его, и постучал. Но раби Юда решил, что это вор, и не открыл ему.

Тогда раби Меир ушел и снова пришел к раби Юде как гость, когда тот сел за трапезу вместе со своими домашними. Сыновья раби Юды стали выгонять непрошенного гостя. Но раби Меир ответил им: "Не сдвинусь с места, пока не насыщусь!" Сыновья раби Юды оставили раби Меира в покое, и он поел, а по окончании трапезы взял буханку хлеба и сказал раби Юде: "Дай мне это с собой!"

Раби Юда разгневался: "Мало тебе, что поел в моем доме, сколько хотел, так ты и еще хочешь!?" Тогда раби Меир открыл лицо, и весь дом наполнился светом, исходящим от его лица. Раби Юда и его домашние узнали раби Меира и стали просить у него прощения. А раби Юда схватил буханку хлеба и дал ее раби Меиру со словами: "Вот, возьми это!"

Раби Меир приказал раби Юде: "Торопись, отошли жену ночевать к одним родственникам, а детей – к другим". Раби Юда не понял, для чего ему отсылать жену и детей из дома, но не посмел ослушаться раби Меира.

Когда раби Юда остался один дома, раби Меир дал змее разрешение переправиться через реку. Когда она приползла в дом раби Юды, спросил ее раби Меир:

- Что ты делаешь здесь?

- Всевышний послал меня убить раби Юду и его родных.

- Почему?

- Потому что он никогда не жертвовал на благотворительность.

- А кто же вчера накормил меня и дал мне хлеба с собой!? Прочь отсюда, змея, Ты не властна причинить зло тем, кто живет в этом доме!

Волей-неволей змея покинула дом, а раби Меир сказал раби Юде: "Берегись, не открывай дверь до утра!"

Через час змея вернулась, чтобы обманом проникнуть в дом. Она сказала голосом жены раби Юды: "Дорогой муж, открой мне, мне холодно!" Раби Юда хотел открыть дверь, но раби Меир не позволил: "Не открывай, это не твоя жена!"

Змея подождала немного и снова вернулась к дому раби Юды. На этот раз она заговорила голосам его старшего сына:

- Отец, пожалуйста, открой мне! Я боюсь диких зверей на улице!

Сердце раби Юды разрывалось, но раби Меир снова удержал его и не дал открыть дверь.

В третий раз змея заговорила с раби Юдой голосами его младших детей. Но и в этот раз раби Меир не позволил ему открыть дверь.

Поняла змея, что не удастся ей убить раби Юду, воскликнула: "Горе мне! На Небесах выносят приговор, а на земле его отменяют!" – ударилась о землю и умерла.

Утром, когда жена и дети раби Юды вернулись домой, раби Меир сказал ему: "А теперь спроси их, приходили ли они сюда ночью и просили ли открыть дверь!" И жена, и дети ответили раби Юде, что они не приходили и не просили открыть дверь.

"А теперь пойдем, и я покажу тебе, кто это был", – сказал раби Меир. Вышли они на порог и увидели мертвую змею. Раби Юда стал благодарить Всевышнего за сотворенное чудо и раби Меира за то, что чудо сотворено его руками.

В тот момент сердце перевернулось в его груди от радости, и он превратился в гостеприимного хозяина и благотворителя.

Как, когда и сколько?

В сборнике еврейских законов "Кицур шулхан арух" целый раздел посвящен законам благотворительности:

Глава 34. Законы благотворительности

 

1. Заповедь из Торы требует давать милостыню бедным евреям, как сказано: «Открой руку свою ему»; и сказано: «И пусть будет жить брат твой, как и ты». И всякий, кто видел бедного, просящего милостыню, и отвел от него глаза и не дал ему, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не ожесточай своего сердца и не отдергивай своей руки от своего нищего брата».

Способность давать милостыню — признак принадлежности к потомству праотца нашего, Авраама, как сказано [об Аврааме] - «...ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (...) давать милостыню». Престол Израиля получает устойчивость и истинная вера — существование только благотворительностью, как сказано: «...благотворительностью установишь Ты меня». И благотворительность — более великое дело, чем все жертвы, как сказано: «Благотворительность и справедливость ценнее Б-гу, чем жертва». И Израиль получит избавление от изгнания только ради благотворительности, как сказано: «Сион справедливостью будет искуплен, и пленники его — благотворительностью».

Никогда человек не обеднеет оттого, что дает милостыню, и никогда не случится из-за благотворительности ни ущерба, ни чего-то плохого. Всякий, кто проявляет милосердие, может рассчитывать на то, что и к нему будет проявлено милосердие, как сказано: «...и дал Он тебе способность проявлять милосердие, и смилостивился над тобой и размножил тебя». И если человек жесток, есть основания опасаться, что он не из кашерной еврейской семьи.

И Всевышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «...и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться их жалоб, поскольку Б-гом заключен с ними союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден». И сказано в Иерусалимском Талмуде: «Ворота, которые не открываются для бедняка, откроются для врага».

И пусть человек хорошо прочувствует, что он сам каждую минуту просит пропитания у Святого, благословен Он. И как он сам надеется, что Святой, благословен Он, услышит его просьбу и молитву, так услышит Вс-вышний и молитву бедного. Также пусть человек имеет в виду, что колесо удачи поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне.

И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на благотворительность?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их. И это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «...и пойдет впереди тебя благотворительность твоя». И благотворительность отменяет приговоры Небесного суда и продлевает жизнь.

2. Всякий человек обязан давать милостыню, сколько в состоянии. И даже бедняк, кормящийся милостыней… должен давать милостыню из тех денег, что ему дают; и даже если он может дать очень мало, пусть не отказывается по этой причине давать милостыню, поскольку его малое подаяние так же важно, как огромная милостыня богатого.

И так сказали учителя наши благословенной памяти: Сказано про быка, приносимого в жертву всесожжения: «Огненная жертва, запах, угодный Б-гу», и про птицу, приносимую в жертву всесожжения: «Огненная жертва, запах, угодный Б-гу», и про хлебное приношение: «Огненная жертва, запах, угодный Б-гу, — чтобы сказать тебе: «Много он принес или мало — не важно, лишь бы сердце его было направлено к Отцу его, Который на Небесах».

Но человек, у которого денег только-только хватает на пропитание, не обязан давать милостыню, поскольку всякий обязан прокормить сначала себя, а потом уже остальных.

3. Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее, то есть столько, сколько он привык иметь, пока не обеднел; но если это бедный, побирающийся по домам, ему дают каждый раз понемногу, сколько он и заслуживает; при этом все жители города вместе должны дать ему, по крайней мере, хлеба и еды на две трапезы и место для ночлега.

Кормить и одевать нееврейских бедняков нужно вместе с еврейскими, чтобы между нами и неевреями был мир.

4. Сколько каждый человек должен дать милостыни? В первый год самостоятельной жизни или год основания собственного дела и вложения основного капиталадесятую часть основного капитала. После этого каждый год он должен давать десятую часть прибыли, полученной за год, за вычетом потраченного на прожитье. (Но некоторые считают, что не следует вычитать деньги, потраченные на прожитье). И это — средняя сумма. А тот, кто хочет выполнить эту заповедь наилучшим образом, должен дать в первый год пятую часть основного капитала, а в последующие годы — пятую часть от прибыли. И не следует человеку раздавать больше пятой части, чтобы самому не пришлось потом просить помощи у других. Но это ограничение действует только пока он жив. В час смерти ему, однако, разрешается, отдать до трети своего имущества на милостыню.

Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей. Например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным. Но если он все-таки вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.

Можно также потратить деньги на покупку книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги.

При этом, если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать эти книги другим, если не учится по ним сам, — так как в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими. Он должен также проследить, чтобы на книгах было написано, на какие деньги они куплены, дабы его дети, после его смерти, не присвоили их себе.

5. Человек, желающий получить заслугу перед Б-гом, пусть смирит свое злое начало и разожмет свою руку, и все, что он приобретает ради Небес, пусть будет самым качественным и самым красивым. Если он построил дом для молитвы, пусть он будет красивее, чем тот дом, в котором он живет; если он решил накормить голодного, пусть даст ему самое лучшее и самое сладкое, что есть на столе; если он решил одеть нагого, пусть оденет его в самую лучшую свою одежду; если он посвящает некоторую вещь [например, синагоге], пусть посвятит самое лучшее, что у него есть. И как говорит стих: «Все самое тучное — Б-гу».

6. Если человек дает что-то своим взрослым сыновьям и дочерям, которых он не обязан кормить, (то есть если им больше шести лет), учит сыновей Торе и наставляет дочерей на путь истинный, а также если он делает подарки своему отцу (который может прокормиться, только получая от него эти деньги), и они нуждаются в этом — даваемые им деньги считаются благотворительностью. И более того, он должен дать им прежде, чем даст другим.

И даже если речь идет не о его сыне и не об отце, а просто о родственнике — ему следует дать прежде, чем всем другим людям. И бедняки его дома должны получать от него милостыню прежде бедняков его города, бедняки его города — прежде бедняков другого города, как сказано: « …брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей». Но староста, собирающий и распределяющий милостыню, должен следить за тем, чтобы не дать родственнику больше, чем другим.

7. Если человек дает милостыню с недовольным выражением лица, смотрит при этом в землю — даже если он дал тысячу золотых, его заслуга ему не засчитывается, он потерял ее, нарушив запрет, выраженный в стихе «...и пусть не огорчается твое сердце...». Должен же он давать милостыню с дружелюбным выражением лица и с радостью, и должен скорбеть вместе с бедным о его беде, как сказал Иов: «Разве не плакал я с тем, кому тяжело сегодня, и печалилась душа моя о нищем». И следует сказать ему слова утешения, как сказано: «...и сердце вдовы заставлю я петь».

8. Запрещено отпускать бедного, попросившего милостыни, ни с чем, а следует дать ему хотя бы один финик, как сказано: «Пусть не вернется он оттолкнутым и опозоренным». А если тебе совсем нечего ему дать, утешь его словами. И запрещено ругать бедного или поднимать на него голос в крике, поскольку сердце его разбито и доведено до отчаяния, а ведь сказано: «Сердце разбитое и доведенное до отчаяния Б-г не даст опозорить». Горе тому, кто опозорит бедного! Следует же быть ему вместо отца, утешая его и говоря с ним, как сказано: «Отец Я нищим».

9. Благотворительность входит в понятие обета. Поэтому говорящий: «Вот я обязан дать сэла на благотворительность» — или: «Эта сэла — на благотворительность» — должен отдать ее бедным немедленно. А если он не отдал сразу, хотя мог это сделать, он нарушил запрет откладывать исполнение обета. Если же рядом с ним нет бедных, он должен отделить эту монету и отложить ее до того времени, пока не встретит бедных.

Если же он, находясь в синагоге, обещал дать милостыню, которую обычно взыскивает староста, он не нарушает запрета откладывать исполнение обета, пока староста не потребует с него этих денег. Когда же староста потребовал эти деньги — обещавший немедленно нарушает запрет откладывать исполнение обета, если только он не знает, что староста сейчас не нуждается в деньгах [чтобы отдать бедным], а хочет просто иметь их у себя.

10. Если человек говорит: «Я обещаю дать сэла такому-то», — он не нарушает запрета откладывать исполнение обета, пока не придет к нему именно этот бедный. И всякий человек имеет право отделить деньги, предназначенные на благотворительность, и оставить их у себя, раздавая понемногу, так, как ему покажется правильным.

11. Если человек заставляет других совершать благотворительность и устраивает так, что они делают это, награда его больше, чем награда самого дающего, как сказано: «И будет (наградой) устраивающего благотворительность мир». А про старосту и про других людей, которые взыскивают и распределяют милостыню, сказано: «А дающие заслугу многим — как звезды». А если бедняки говорят нехорошее о старосте, ему не следует обращать на это внимания, поскольку это лишь увеличивает его награду.

12. Самый высший уровень благотворительности, выше которого уже нет — это поддержать еврея, который начал беднеть и его положение стало неустойчивым до такой степени, что он вот-вот полностью обеднеет. Ему следует дать подходящий подарок в уважительной форме: одолжить ему денег, взять его в компаньоны, найти ему какой-нибудь бизнес или ремесло, чтобы поддержать его и не заставлять его просить милостыню. И про это сказано: «И поддержи его», то есть поддержи его, пока он еще не упал.

13. Нужно давать милостыню тайно, насколько это возможно. Если возможно дать ее таким образом, чтобы сам дающий не знал, кому он ее дает, а берущий не знал бы, от кого он ее принимает, — это очень хорошо. И уж, во всяком случае, не следует человеку гордиться тем, какую он дает милостыню. Но если он посвящает какую-то вещь для благотворительности, ему разрешается написать на ней свое имя, чтобы эта вещь была памятью о нем. И так следует поступать.

14. Больше всего следует заботиться о бедном мудреце, и надо давать ему столько, сколько ему подобает, согласно требованию почитания его. А если он не хочет принимать милостыню, тогда стараются помочь его бизнесу, то есть продают ему дешево, а покупают у него дорого. А если он умеет торговать, дают ему деньги в долг, чтобы он мог купить на них товары. И сказали учителя наши благословенной памяти: всякий, кто пополняет запасы мудреца, удостаивается места в Небесной ешиве. И еще сказали: все пророки [обещая награду] говорили только о том, кто помогает бизнесу мудреца и выдает свою дочь замуж за мудреца.

15. Пусть всегда человек отдаляется от милостыни и живет в страданиях, лишь бы не прибегать к материальной помощи других. И так заповедали нам мудрецы наши благословенной памяти: «Пусть суббота у тебя будет как будний день, но не одалживайся у людей». И даже почитаемый мудрец, обеднев, должен заняться ремеслом, даже презираемым, но не просить милостыни у других.

16. Всякий, кто не нуждается в милостыне, но обманывает людей и выпрашивает у них милостыню, не умрет, пока не будет по-настоящему нуждаться в милостыне. А всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление. А всякий, кто нуждается в милостыне, но подвергает себя страданиям, добывая пропитание лишь на сегодняшний день, и живет тяжелой жизнью, чтобы не утруждать собой общину, — не умрет, пока не удостоится давать пропитание другим, и о нем говорит Писание: «Благословен человек, надеющийся на Б-га, ибо Б-г будет его опорой...»

 

Пусть же наши добрые дела станут нам защитой, и Всевышний пошлет нам год удачи и изобилия!

Чтобы не было нищего…

"И не будет в твоей среде нищего…" (Дварим, 15:4) – Не задерживай твою помощь до последней минуты, когда нуждающийся превратится в нищего, и тогда твоя помощь уже не принесет такой пользы, как могла бы ("Толдот Ицхак").

Чья нехватка?

Благотворительность призвана восполнить то, чего не хватает бедному, а не то, чего не хватает богатому (обогатить его дополнительным почетом) ("Катав Софер").

Благотворительность искупает

"И отведешь глаза от брата твоего-бедняка, и будет на тебе грех…" (Дварим, 15:9). Почему сказано "И будет на тебе грех?” не о ком-нибудь, а о том, кто отводит глаза от бедняка? Потому что благотворительность искупает грехи, как сказано у пророка Даниэля: "И грехи твои подаянием сбрось…". На том, кто не совершает благотворительности, остаются все его грехи ("Ликутей Тора").

Очищение мозга и сердца

Благотворительность очищает мозг и сердце человека тысячу раз, как сказано в "Мишлей: "Благотворительность возвысит народ" ("Тора Ор").

Чувствовать ближнего

Даже тот, кто щедро дает подаяние, но при этом не сочувствует, это как кровопролитие ("Кетер шем тов" ).

Руки раскрываются

"Не отдергивай руки своей от брата твоего бедняка, а открой свою руку". (Дварим, 15:7-8) Наши мудрецы говорят, что в час смерти руки человека открыты, словно он хочет сказать: "Смотрите, я не забираю с собой ничего". Вот поэтому "не отдергивай руки своей от брата твоего бедняка, а открой свою руку", ведь придет день, и тебе придется открыть руки волей-неволей, так что лучше сделать это раньше, при жизни (Альших).