От редактора

31.08.2010

Аснат, жена Йосефа-праведника


История рождения Аснат – пример того, что даже самые страшные события могут иметь неожиданные для нас последствия…

 

Согласно Мидрашу, Аснат на самом деле – дочь Дины, родившаяся в результате насилия, совершенного над ней Шхемом. Имя ее происходит от слова "асон" – несчастье, ужас.

Каббалисты утверждают, что Аснат имела очень высокую душу, но душа ее находилась в плену у сил зла, которые олицетворяет Шхем. Поэтому Всевышний сделал так, чтобы Аснат родилась у дочери еврейского народа Дины и смогла освободиться от этих пут. Как это сделать? Как соединить праведницу Дину и злодея Шхема? Только путем насилия.

Братья Дины хотели убить Аснат, чтобы стереть память о грехе, и чтобы окружающие народы не сказали, что у евреев процветает разврат. Но Яаков, дедушка, отсылает ее в Египет, чтобы, когда пробьет час, она встретила Йосефа и стала его женой – единственная ной ееврейкаой в его египетском окружении.

Аснат носила на шее медальон, подтверждавший ее еврейское происхождение. Когда Яаков спустился в Египет, он первым делом проверил, на ком женат его сын, и, к собственной радости, узнал, что жена Йосефа – еврейка.

Жизнь в Египте

Аснат была красавицей и к тому же праведницей.

В Египте она воспитывалась в доме Потифара, одного из первых людей при дворе фараона. Она была свидетельницей того, как ее приемная мать пыталась соблазнить, а затем – погубить Йосефа.

Аснат рассказала отцу, что мать оскорблена отказом Йосефа совершить с ней прелюбодеяние и потому оклеветала его. Это спасло Йосефа от немедленной гибели.

Аснат и Йосеф

У Йосефа и Аснат было много общего. Оба происходили из семьи Яакова, оба жили в изгнании, обоих хотели убить сыновья Яакова. Оба попали из Шхема в дом Потифара. Оба – жертвы развратных нравов окружающих. И оба хранилият верность обычаям своих еврейских предков.

Когда Йосеф проходил по улице, египетские женщины выбегали из домов и швыряли ему драгоценности. Аснат же сняла с шеи и протянула ему медальон, единственную ниточку, связывавшую ее с домом Яакова. Йосеф женился на Аснат и хранил у себя этот медальон, чтобы, когда придет время, предъявить его отцу как доказательство того, что его сыновья – евреи.

Когда Аснат стала женой Йосефа, ее душа наконец-то поднялась на надлежащую высоту, ведь Йосеф-праведник – прототип праведников всех последующих поколений.

Мидраш объясняет, что когда Яаков хотел перед смертью благословить Менаше и Эфраима, сыновей Йосефа, пророчество покинуло его, ибо он увидел страшные деяния их потомков. "Отец! – взмолился Йосеф. – Благослови их ради меня". Но Яаков не согласился. Тогда Йосеф сказал: "Отец! Благослови их ради их матери-праведницы!" Лишь тогда Яаков благословил их.

Аснат прожила нелегкую жизнь: с детства она испытала на себе ненависть своих дядьев, изгнание, сиротство при живой матери. Но она не озлобилась, а среди египетской нечистоты сохранила верность святости еврейских обычаев.

Она была единственной наперсницей своего мужа, знавшей о его происхождении. Она ухаживала за престарелым Яаковом в последние годы его жизни. И сыновей своих она воспитала так, что они стали в еврейской традиции символом верности еврейству среди чужих. Не зря до сих пор евреи благословляют своих детей: "Да уподобит тебя Всевышний Эфраиму и Менаше!"

№: 16

Самые популярные материалы