О месяце

18 элула – день рождения света и жизни или Бриллиант в короне Царя царей

31.08.2010

Наши мудрецы говорят, что привести в чувство человека, упавшего в обморок, можно, окликнув его по имени. Раби Исраэль Бааль Шем Тов родился в тот момент, когда народ Израиля находился в глубоком обмороке….

18 элула – судьбоносный для еврейского народа день. В этот день родились два светоча хасидизма – раби Исраэль Бааль Шем Тов и раби Шнеур-Залман из Ляд. В одном из своих писем пятый Любавичский Ребе Шалом-Довбер в двух словах охарактеризовал то, что эти два великих хасида привнесли в иудаизм – свет и жизнь.

Чем отличается освещенная комната от темной? Вроде бы ничем: какие предметы в ней были, такие и остались. Освещение ничего к ним не прибавило и ничего не убавило. Но только в освещенной комнате возможно эффективное использование этих предметов. В темноте же мы будем лишь натыкаться на них, не в силах извлечь из них никакой пользы.

В чем отличие мертвого тела от живого? Те же органы и ткани – но мертвый не мыслит, не говорит и не действует. У мертвого тела нет самостоятельной ценности.

Таким образом, эти неуловимые вещи – свет и жизнь – кардинально меняют значимость физически весомых вещей.

Свет и жизнь иудаизма

Хасидизм не случайно назван светом и жизнью иудаизма. Или, иначе, его душой. Ни Тора, ни заповеди не изменились с появлением хасидизма. Но евреи стали относиться к ним иначе. С душой. Даже те, кто не числит себя в рядах хасидов, испытали на себе это изменение.

Каждый, кто начинает изучать хасидизм, убеждается, что ничего принципиально нового к иудаизму он не добавил. Он лишь свел воедино и выстроил в логические цепи давно известные принципы из Талмуда, Мидрашей, Каббалы и так далее. Но вместе с тем эти принципы в учении хасидизма приобретают новую глубину и жизненную силу, видятся в новом свете.

Еврей вышел утром из дома и увидел: на веревке сушится платье его молодой красивой соседки. Наш еврей сразу же вспоминает запрет Торы смотреть на одежду знакомых ему женщин, чтобы даже в мыслях не соблазниться чужой женой.

Что же он делает дальше?

Вариант первый, без хасидизма: еврей старается отвести глаза от платья и не думать "о белой обезьяне".

Вариант второй, с хасидизмом. Еврей размышляет: " Если наши мудрецы уподобили отношения Всевышнего с евреем отношениям мужчины с женщиной, то цветное платье Всевышнего – это весь мир, который Он, Благословенный, разложил перед нашими глазами. Смотри на этот мир – и в твоем сердце запылает любовь к Всевышнему. Однако это помогает еврею полюбить Всевышнего при одном условии – если он до того был знаком с Ним".

А грязные мысли о соседке ему и в голову не приходят. У него просто нет на это времени.

Драгоценное сокровище

Однажды раби Шнеура-Залмана из Ляд, основателя хасидизма Хабад, спросили: если учение хасидизма так важно для евреев, почему Всевышний не позаботился о том, чтобы оно было создано раньше, скажем, во времена Талмуда или даже дарования Торы?

В ответ раби Шнеур-Залман рассказал притчу:

У одного царя был горячо любимый единственный сын. И однажды этот сын заболел. Как ни пытались врачи вылечить его, ничего не помогало. Наконец юношу осмотрел самый знающий и умелый врач и вынес вердикт: принцу не поможет ничего кроме… истолченного в порошок главного бриллианта из царской короны. Бриллиантовый порошок нужно развести водой и попробовать напоить этой водой больного. Если хоть одна капля попадет в рот, а не мимо – он спасен.

Стал бы царь раньше, когда принц был здоров, жертвовать бриллиантом, чтобы напоить его столь дорогим напитком? И будет ли он думать дважды теперь, когда речь идет о жизни сына?

Хасидизм – это бриллиант в короне Царя царей. И сейчас, когда еврейство в опасности, а Тора и заповеди на грани исчезновения, наш Отец Небесный готов пожертвовать своим сокровищем, чтобы спасти нас от духовной смерти.

Насущная необходимость

Есть и еще одно объяснение необходимости учения хасидизма в наше время. Всю свою историю евреи ожидают прихода Машиаха. Приход Машиаха – это цель творения и торжество Б-жественной идеи. И в наше время, по всем расчетам, его приход близок и реален, как никогда.

В шеститысячелетней еврейской истории Бааль Шем Тов, живший всего на три столетия раньше нас – практически наш современник, еврей эпохи прихода Машиаха. Поэтому неудивительно, что эта тема волновала основателя хасидизма. Однажды во время сна душа его поднялась в Небесный Чертог и встретила там душу Машиаха. "Когда придет господин мой?" – спросил Машиаха Бааль Шем Тов. "Когда источники твои распространятся наружу", – был ответ.

"Источники" Бааль Шем Това – это созданное им учение хасидизма. Оно было создано только теперь, чтобы свершилось, наконец, великое предназначение. И по этой же причине каждый из нас должен изучать его.

Тогда и поймем

Однажды Цемах Цедека, третьего Любавичского Ребе, спросили, для чего нужно учить хасидизм, ведь Машиах рано или поздно придет и так, и тогда все тайны мироздания станут открыты нам без каких бы то ни было усилий с нашей стороны.

Ответил Цемах Цедек: "Тот, кто изучает хасидизм сейчас, похож на человека, который прислушивается к беседе за стеной. Он слышит отдельные слова и понимает в целом смысл беседы. Когда позже ему начнут пересказывать в точности, о чем же шла речь, он воскликнет: "Ну, да! Теперь я понимаю!"

Так и мы: когда придет Машиах и наступит Избавление, мы воскликнем: "Ну, да! Теперь мы понимаем то, о чем нам намекали в эпоху изгнания!"