Образ жизни

Дни Машиаха как они есть

14.07.2010

Вера в приход Машиаха – одна из основ еврейской религии. Это цель сотворения мира и цель жизни каждого из нас. Ежедневно мы молим Всевышнего приблизить приход Машиаха, стараемся сделать мир чище и справедливее, чтобы подготовить его к этому мигу.

Кто же он – Машиах? Что представляет собой Избавление, которое он принесет? И когда оно наступит?

Добро открытое и явное

Вкратце, Избавление – это исчезновение зла из мира. Исчезновение горя, смерти и даже просто забот. «Как же это возможно? – спросите вы. – Уж очень на детскую фантазию смахивает».

Но дело в том, что мир таким и задуман. Зло – это не неотъемлемая его часть, а лишь этап в его развитии. Рано или поздно его не станет. А вот когда это произойдет – зависит и от каждого из нас в том числе.

Конечно, нам сейчас трудно представить себе этот идеальный мир будущего точно так же, как слепому от рождения трудно представить, для чего нужно зрение, и как это – ходить без палочки. А ведь у слепого есть друзья и родные, которые могут хотя бы приблизительно рассказать ему! Мы же – все без исключения – слепые.

Избавление принесет с собой не только исчезновение горя и забот. Исчезнет обман, невежество и заблуждения. Каждый будет сам знать истину и постигать Тору Всевышнего без посредников. Совесть станет неотъемлемой частью личности, поступить не по совести станет просто невозможно.

Два этапа периода Избавления

Вот что пишет Рамбам (Маймонид): «Да не подумает человек, что во времена Машиаха изменятся законы мира. Нет. Мир будет существовать по тем же законам, что и раньше». Однако в других местах в Торе говорится о разных чудесах, которые произойдут после прихода Машиаха, в том числе об изменении законов природы: все деревья начнут приносить съедобные плоды, хищные животные откажутся от своих жестоких привычек, и так далее. Кроме того, у самого Рамбама в «13 принципах веры» говорится о воскрешении из мертвых.

Так почему же Рамбам пишет, что законы мира не изменятся? Ответ прост: речь идет о двух разных этапах Избавления. На первом этапе законы мира не изменятся. Под руководством Машиаха будет восстановлен Храм, побеждены внешние враги, а все евреи будут собраны на Святой Земле и без помех займутся изучением Торы.

На втором этапе Избавления начнут сбываться пророчества, в том числе пророчество о воскрешении мертвых. И тогда уже можно будет говорить об изменении законов природы.

Любавичский Ребе подчеркивает, что в заслугу своих добрых дел мы можем удостоиться пропустить первый этап Избавления и сразу перейти ко второму.

Избавление: не изменение, а исправление

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит пословица. «Видел своими глазами!» – подтверждение истинности информации. Психологи утверждают, что зрительные образы оказывают на человека сильнейшее воздействие, проникая глубоко в душу. И в суде принимают только свидетельства очеВИДцев, но никак не тех, кто все точно слышал от двоюродной соседки.

Это приводит вот к чему: существование материального, видимого мира для нас гораздо очевиднее, чем существование духовного, Б-жественного. Для того, чтобы проникнуться чувствами к Всевышнему или хотя бы признать Его существование, требуется немалое усилие: усилие веры, усилие мысли и воли. Но даже и тогда материальный мир и связанные с ним чувства будут для нас ярче.

После прихода Машиаха все изменится: Б-жественное, единственная объективная реальность, станет очевидным, а восприятие материального мира займет подобающее ему место – мы поймем, что он – всего лишь производная духовной субстанции, зависимая от Б-жественной воли.

Теперь понятно, что означают высказывания Рамбама и других мудрецов о том, что «мир будет существовать по тем же законам, что и раньше». Избавление – это не изменение мира. Избавление – это прояснение его истинной природы.

Конечно, зло сегодня так пропитало все поры нашего мира, а мир без зла будет казаться нам принципиально иным. Мир без аптек, больниц, страданий и смерти. Мир без армии, полиции, тюрем и оружия. Но ведь это и есть естественное состояние человека!

Все будут избавлены

И еще: это Избавление, последнее в истории, будет окончательным: все евреи до единого будут выведены из изгнания.

Избавление от первого, египетского, рабства было иным: из Египта вышла всего лишь пятая часть евреев. Остальные не пожелали променять убогое, но привычное существование на свободу и неизвестность. Все они умерли во время девятой казни – тьмы египетской. А второе изгнание, вавилонское, положило начало непрерывной еврейской диаспоре.

Но теперь все будет иначе: Всевышний избавит даже тех, кто не хочет уходить из изгнания. Раши пишет, что Он соберет всех евреев по одному. Соберет Своей собственной рукой.

Но как такое может быть? Неужели даже злодеев и грешников спасет Всевышний против их воли? Ответ прост: злодеев не останется. Заслышав трубный звук шофара Машиаха, все они раскаются и станут достойными Избавления.

Материальное изобилие – ради чего?

Наши мудрецы описывают эпоху Машиаха как время материального изобилия. На первый взгляд все эти груды еды и вещей вызывают недоумение. К чему? Ведь мы наконец-то постигнем тайну творения, откроем для себя истинную духовность, а Б-жественное раскроется в мире самым очевидным образом. И кому будут нужны все эти булки на деревьях?

Рамбам объясняет: материальное изобилие – это не награда праведникам, а условие для безбедного существования и изучения Торы. Никакие материальные заботы не будут отвлекать нас от нее.

Собственно говоря, и это тоже – не изменение мира, а возврат к его изначальному состоянию, до совершения греха Древа Познания, когда первые люди обитали в райском саду и не испытывали ни в чем недостатка. Все деревья тогда давали съедобные плоды, а травы, листья и ветки были съедобными. И качество этой еды было таким, что не было необходимости в животной пище даже у хищников.

Воскрешение мертвых и вечная жизнь

Среди пророчеств о будущем мире есть пророчество о вечной жизни и воскрешении мертвых. Это значит, что те, кто дожил до этого момента, будут жить вечно, а те, кто уже умер – оживут.

Но когда же!?

Из того, как описывает процесс Избавления Рамбам, ясно, что процесс этот постепенный. Возникает вопрос: какой момент считать началом Избавления? Когда личность потенциального Машиаха определится? Или когда он уже победит внешних врагов? Или когда будет восстановлен Храм?

Любавичский Ребе не раз подчеркивал в своих беседах и письмах, что началом Избавления нужно считать восстановление Храма. Ведь это сможет совершить только Машиах и никто другой. Это событие можно считать началом Избавления. Далее будет сбор всех евреев в Святой Земле, который завершит процесс Избавления.

Женщины в эпоху Машиаха

Как известно, наказанием первой женщине – Хаве (Еве) за грех Древа Познания стало: «В скорби будешь рожать сыновей». В будущем мире, в котором грех Древа Познания будет исправлен, беременности не будет: женщины будут рожать сразу же после зачатия, и роды будут безболезненными. Точно также, как в дни выхода из Египта произошло чудо, и женщины рожали шестерых детей одновременно, в каждых родах будет появляться на свет несколько младенцев.

В нашем поколении, поколении Избавления, Любавичский Ребе поручил работу по приближению Избавления также и женщинам – когда посылал своих представительниц в разные точки мира для распространения иудаизма среди еврейских женщин и девочек.

Ребе объяснил, что сейчас, в нашем поколении, особым образом раскрываются свойства и возможности еврейских женщин. Использование женщинами этих свойств и возможностей приближает миг Избавления.

В этом мире наш взгляд видит лишь внешнее, не проникая в суть вещей, поэтому преимущество мужчины кажется нам очевидным. После прихода Машиаха раскроется преимущество женщин, на что есть намек в пророчестве Ермияу: «Женщина будет вертеть мужчиной». Природная вера и интуиция женщины выдвинут ее на первое место по сравнению с мужчиной. Конечно, разум и логика при изучении Торы, более свойственные мужчинам, не потеряют своего значения, но все же главным инструментом познания станет интуиция.

Женщины, готовьтесь…

Машиах – это не имя. Это скорее титул. В переводе на русский язык это слово означает помазанник. Машиах – это законный наследник трона Давида и Соломона, который возглавит еврейский народ на пути к Избавлению. Потенциальный Машиах всегда есть в еврейском народе, но нам не дано знать, кто он, пока не начнется процесс Избавления.