От редактора

14.07.2010

Дина, дочь праматери Леи


Высокая душа была у Дины. Такая высокая, что могла обратить к раскаянию самого закоренелого злодея. Но ее собственная жизнь была нелегка.

Мать Дины, праматерь Лея, была одной из четырех жен праотца Яакова. Ее сестра Рахель была любимой женой, сама же Лея была женой ненавистной, добившейся брака с Яаковом путем обмана.

Лея, любя мужа всем сердцем, очень страдала. И Всевышний послал ей компенсацию  за ее страдания – детей. Лея стала матерью шестерых сыновей.

Чудесная беременность

Лея была беременна седьмым ребенком. Пророческим духом она знала, что это мальчик. А еще она знала, что Яакову суждено иметь двенадцать сыновей, которые станут родоначальниками колен еврейского народа.

Шестерых уже родила она, Лея. Еще четверых – две наложницы. У ее сестры Рахель родился первенец. Если Лея сейчас родит последнего, двенадцатого, сына, доля Рахель будет меньше доли рабынь. И Лея помолилась Всевышнему, чтобы Он заменил сына в ее утробе на дочь и оставил Рахели возможность родить родоначальника еще одного колена.

Всевышний услышал молитву Леи: он послал Рахели второго сына, Биньямина, а ребенка в утробе Леи заменил девочкой, Диной.

Дина была единственной дочерью Яакова. О ее рождении упоминается в Торе: «А потом родила дочь и дала ей имя Дина» (Берешит, 30:21).

Почему Дина?

Дина была последним ребенком Леи после шести сыновей. Значение имени, данного каждому из них, объясняется в Мидраше. И лишь имени Дины в нем нет объяснения. Но комментаторы Торы утверждают, что имя Дина происходит от слова «дин» – суд, и намекает на то, что произошло с Диной позже – на суд, который ее братья вершили над обидчиком Дины – Хамором.

Хамор, сын Шхема

После двадцати лет жизни на чужбине, у тестя Лавана, Яааков возвращался в Святую Землю. По дороге он сделал остановку в окрестностях Шхема. Дина вышла погулять и познакомиться с местными девушками.

Шхем, сын Хамора, царя города Шхем (как вы понимаете, в династии царей Шхема имена Хамор и Шхем чередовались), увидел Дину, схватил ее и изнасиловал. Но одного раза ему показалось мало, и он решил… просить у Яакова руки Дины.

Шхем рассказал отцу, царю Хамору, о своем желании жениться на дочери Яакова, и Хамор незамедлительно поспешил к нему с предложением породниться. В обмен на согласие Яакова он предлагал ему богатый калым, мир и торговлю.

Месть

В это время братья Дины вернулись со скотом с пастбища и услышали разговор отца с Хамором. Для них было совершенно очевидно, что нельзя родниться с человеком, опозорившим их сестру. Ничем не выдав своего гнева, они предложили жителям Шхема условие: все его мужское население должно быть обрезано.

Шхем согласен на любые условия, лишь бы получить Дину, и его отец Хамор издает указ: все мужское население Шхема должно быть обрезано. На третий день после обрезания, когда обрезанные обычно чувствуют себя особенно нехорошо, Шимон и Леви, сыновья Яакова внезапно напали на Шхем и вырезали все его мужское население.

Яаков гневается на сыновей, опасаясь, что их поступок восстановит против него всех жителей Ханаана. Он немедленно уходит вместе со всей семьей из Шхема и переселяется в Бейт-Эль.

Позже, уже перед смертью, Яаков припомнил Шимону и Леви этот поступок. Благословляя сыновей, он сказал об этих двух: «Проклят гнев их, ибо несдержан… Разделю их в Яакове и рассею в Израиле…»

Проклятие Яакова исполнилось: потомки Леви стали служителями в Храме и не получили земельного надела, а потомки Шимона были так бедны, что были вынуждены скитаться меж других колен.

За что?

Мудрецы Мидраша уверены, что такая беда не могла случиться без причины с Диной, дочерью такого праведника, как Яаков. И они пытались найти причину.

И вот их мнение: Дина пострадала потому, что ее отец, Яаков, спрятал ее в сундук при встрече со своим братом Эсавом, чтобы тот не позарился на ее красоту. Ведь если бы Эсав женился на ней, Дина с ее высокой душой сумела бы обратить этого закоренелого злодея к раскаянию и тем самым искоренить зло из мира.

Кроме того, наши мудрецы считают, что прогулка Дины, стоившая ей так дорого, была недостаточно ответственным предприятием, неподходящим для скромной еврейской девушки.

А еще некоторые из них считают, что дочь Дины и Шхема, Аснат, попала в Египет, была удочерена фараоном и стала женой Йосефа.

 

№: 15

Самые популярные материалы