От редактора

9.06.2010

Храм в его великолепии


Иерусалимский Храм… Зеница ока евреев во всех поколениях. К нему были обращены все взоры, когда он стоял на горе Мория во всем великолепии. О нем плачут и тоскуют с тех пор, как евреям заказан путь к его развалинам.

Сюда текли потоки людей в праздники, чтобы принести жертвы и порадоваться вместе. Сюда круглый год шли люди в несчастье, чтобы излить душу в беседе со Всевышним и попросить у него избавления. Здесь народ собирался в дни беды.

Но и сейчас, когда Храм разрушен, евреи во всем мире продолжают, молясь, поворачиваться лицом в его сторону. Продолжают просить Всевышнего, чтобы вернул его нам вскорости, в наши дни…

Чтобы по-настоящему прочувствовать извечную еврейскую тоску по Храму, нужно понять внутренний смысл его существования, его роль в жизни народа.

Храм – это роскошный архитектурный комплекс на горе Сион, построенный в строгом соответствии с еврейским законом. Гора Сион – единственное место, на котором можно строить Храм, ибо это место постоянного Б-жественного Присутствия. Отсюда, из Храма, святость распространялась по всему миру.

История Храма началась еще во времена скитаний евреев по пустыне. После греха золотого тельца, когда Моше спустился с горы Синай со скрижалями в руках, Всевышний приказал построить для Него дом: «И постройте Мне святилище, и буду жить в их среде».

Евреи тогда построили Скинию – переносной разборный Храм-шатер, который потом сопровождал их в странствиях по пустыне.

Первый Храм

После сотен лет скитаний Храма по пустыне, а потом и по Земле Обетованной, царь Давид решил построить постоянный Храм в Иерусалиме. Он купил участок земли на горе Мория (Сион), ранее служивший гумном. Согласно Мидрашу, именно на этом месте из праха земного был создан первый человек; здесь происходило и жертвоприношение Ицхака.

Давид провозгласил тогда гору Мория единственным местом для принесения жертв. Он начал подготовку к строительству: выкопал котлован под фундамент, освятил территорию двора, разделил коэнов на двадцать четыре смены для службы в Храме, а левитов – на двадцать смен для пения в нем и охраны ворот. После этого в присутствии всего народа Давид передал своему наследнику Соломону (Шломо) подробный план строительства.

Таким образом, строителем Храма стал не Давид, а Шломо. Используя основу, подготовленную Давидом, а также многочисленные торговые связи, Шломо построил Храм и превратил его в духовный, культурный и национальный центр еврейского народа.

Роскошь и великолепие

Многие материалы для строительства Храма Шломо получил от дружественного царя Цура, Хирама. Например, ливанские кедры. Чтобы помочь Хираму в рубке кедров, Шломо отправлял в Ливан по десять тысяч лесорубов каждый месяц. Хирам же прислал Шломо мастеров для строительства Храма и изготовления храмовых принадлежностей.

Кедровые бревна сплавлялись морем, в Яффо их вытаскивали на берег и волоком тащили в Иерусалим тысячи грузчиков. Грузчики нужны были и для доставки камня из каменоломен в Иерусалимских горах.

Этот нелегкий труд занял семь лет, по окончании которых на горе Мория вознесся великолепный Храм.

Его освящение проходило в присутствии всего народа, коэны и левиты внесли в Святая Святых Храма Ковчег Завета со Скрижалями. Шломо принес в тот день огромное количество жертв всесожжения. Обращаясь к народу, он подчеркнул роль Храма как дома молитвы: в любой беде можно придти в Храм, раскаяться перед Всевышним в грехах и попросить избавления от голода, засухи, внешних врагов, эпидемий.

Во дворе, ближе к собственно Храму, была территория, входить на которую было можно только коэнам; вся остальная территория делилось на мужскую и женскую части – ради сохранения скромности в этом святом месте.

Сам же Храм, входить в который имели право только коэны,  делился на три части: зал, Святое и Святая Святых, входить в которую мог только Первосвященник в День Искупления. Вокруг Храма с трех сторон (кроме фасада) было еще одно здание-обертка со стенами, параллельными стенам Храма. В комнатах этого трехэтажного здания хранились храмовые принадлежности и сокровища.

Храмовые окна были особой формы: узкие с внутренней стороны, они расширялись наружу. Тем самым они как бы говорили: окна нужны внешнему миру, а не Храму; он сам – источник света для всего мира.

Храмовые принадлежности

Святое – центральная и самая большая часть Храма. Именно там находились важнейшие храмовые принадлежности – жертвенник для воскурений, храмовый светильник (менора) и стол для жертвенных хлебов.

Стол для жертвенных хлебов стоял справа. Он был изготовлен из дерева акации, покрытого золотом. На нем стояли полочки, нечто вроде тех этажерок с поддонами, которые используют в современных пекарнях. На этих полочках раскладывали 12 жертвенных  хлебов. Это хлебы особой формы, которые пекли здесь же, на территории Храма. Каждую субботу старые хлебы заменялись свежими. Одно из чудес Храма заключалось в том, что хлебы за неделю не черствели. Их отдавали когенам – служителям Храма.

Менора представляла собой огромный канделябр из чистого золота с семью подсвечниками. Ее украшали золотые цветы, манжеты и шары. Стояла менора слева. Возле нее были установлены каменные ступени, чтобы коэн, меняющий масло и фитили, мог достать до подсвечников.

Жертвенник для воскурений из чистого золота стоял посередине между менорой и столом. На нем ежедневно сжигались благовония, называемые кторет. Сжигание кторета считалось верным средством для богатства, и поэтому все коэны стремились исполнить эту часть храмовой работы. Приходилось устраивать лотерею, к участию в которой допускались только те, кто еще ни разу не воскуривал кторет.

В зале, возле входа в Святое, с южной стороны, стоял медный умывальник, изготовленный еще Моше, из которого коэны мыли руки и ноги перед началом службы.

Снаружи, перед входом в зал, стоял большой жертвенник для жертвоприношений.

Святая святых

Это самое святое место в Храме. В его центре, на Камне Основы, стоял Ковчег Завета, сделанный мастером Бецалелем. Его крышку украшали золотые статуэтки херувимов.  Их распростертые крылья как бы накрывали крышку Ковчега. В Ковчеге хранились вторые Скрижали Завета, а также обломки первых Скрижалей, разбитых Моше, когда он увидел евреев, поклоняющихся золотому тельцу. Весь год Святая Святых была отделена от остального Храма занавесом с вышитыми золотом херувимами. Во время праздников занавес раздвигали, чтобы весь народ мог видеть Ковчег и херувимов.

В Святая Святых входил только первосвященник в День Искупления, чтобы воскурить там кторет. После этого он сразу же выходил, чтобы народ не испугался, что Всевышний поразил его смертью за неправильное воскурение.

Служители

Служить в Храме могли только коэны, потомки Аарона. Они приносили ежедневные жертвы, воскуряли кторет, меняли жертвенные хлебы, зажигали менору. А еще – чистили жертвенник, мыли и убирали в Храме, ведь только они могли находиться на его территории. Все семьи коэнов делились на смены, каждая смена работала одну неделю в году.

У первосвященника были свои особые функции. В частности, он задавал Всевышнему вопросы и получал ответы с помощью урим и тумим – драгоценных камней, нашитых на его нагрудник.

У левитов была другая работа – охранять входы в Храм, не пропуская в него тех, кому не положено, а также петь и играть на музыкальных инструментах. Левиты пели Псалмы, стоя на ступеньках между территорией коэнов и всего остального народа. Каждому дню недели соответствовал определенный псалом. До сегодняшнего дня мы читаем в утренней молитве «Песни ступеней» – те псалмы, которые пели левиты в Храме.

Паломничество

Три раза в году все евреи совершали паломничество в Храм, в соответствии с заповедью Торы. Три раза – это в праздники Песах, Шавуот и Суккот.

Перед каждым праздником специальные посланники Верховного суда в Иерусалиме чинили дороги по всей стране и открывали специальные колодцы в Иерусалиме и по дороге к нему, которые круглый год стояли закрытыми и запечатанными.

Паломники выходили все вместе из городов и селений, по дороге к ним присоединялись все новые и новые группы, и так, все вместе, с песнями и радостью, евреи входили в Иерусалим.

Заповедь паломничества относится только ко взрослым мужчинам, но евреи шли в Иерусалим целыми семьями, чтобы женщины и дети тоже радовались в праздник. И те евреи, что жил и за границей, на праздники приезжали в Святую землю, чтобы совершить паломничество в Иерусалим.

Свидетельств о таком паломничестве немало как в еврейских, так и в греческих древних манускриптах. Вот Филон Александрийский: «Тысячи людей из тысяч городов текут в Храм перед каждым праздником, кто – по суше, а кто – по морю».

В Иерусалиме, от входа в город и до самой Храмовой горы стояли музыканты и играли в честь гостей. Жители города приветствовали их. Дойдя до ворот Храма, паломники преклоняли колени, радуясь возможности вновь увидеть месть Б-жественного Присутствия.

Здесь праздновали все вместе, евреи со всей Страны Израиля и со всего мира.

Разрушение Первого Храма

Первый Храм был сожжен Навуходоносором в 587-586 г. до н. э. во время захвата Иерусалима. Захватчики ворвались на Храмовую гору 9 ава. Храм был разграблен, а затем его подожгли. Храм, простоявший 410 лет, был сожжен и разрушен до основания. Был убит первосвященник и дети коэнов. В городе вавилоняне тоже убили множество мирных граждан. Десятки тысяч людей были уведены в плен.

Разрушением Храма завершился период формирования еврейского народа. Теперь этому народу предстояло выдержать испытание на прочность. И он его выдержал. Евреи признали разрушение Храма наказанием за грехи. Это стало духовным пробуждением. А день 9 ава, когда сгорел Храм, стал постом и днем национального траура.

Восстановление

После семидесяти лет вавилонского изгнания персидский царь Кир освободил евреев и разрешил им отстроить Храм. Поначалу на развалины Иерусалима вернулось совсем немного нищих изгнанников. И Храм, который они построили, был весьма скромным строением.

Роскошный комплекс, знакомый нам сегодня по множеству изображений, был построен позже, царем-узурпатором Иродом. Храмовые принадлежности были возвращены из Вавилона, но Ковчег завета со скрижалями исчез.

Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен Титом. Наши мудрецы говорят, что главной причиной разрушения Второго Храма стала беспричинная ненависть, которую евреи испытывали друг к другу. В еврейском календаре появился еще один пост, 17 тамуза, когда Титом была пробита брешь в стене Иерусалима.

В ожидании Третьего Храма

Сейчас Храма нет. Вместо ежедневных жертвоприношений – ежедневные молитвы в синагоге. Но Храм – это иное. Храм – это ощутимое присутствие Б-жественного. И мы ждем и молим Всевышнего: Б-же, верни нам дом Свой!

Как это произойдет? Храм спустится с небес, в огне? Или будет построен руками евреев под руководством праведного царя Машиаха? Каким он будет? Пророчество Ехезкеля о форме Третьего Храма полно неясностей…

Тем, кто изучает хасидизм, ясно, что восстановление Храма станет результатом как наших усилий, так и помощи Свыше. Если мы сделаем все от нас зависящее, она не замедлит придти. От нас зависит ускорить приход Машиаха и Избавления -  изучением Торы, соблюдением заповедей и любовью к другим евреям.

№: 14

Самые популярные материалы