От редактора

9.06.2010

Праматерь Лея


Четыре праматери было у нашего народа – Сара, Ривка, Рахель и Лея. Лея, самая скромная из них, выносила в своем чреве прародителей половины израильских колен.

Праматерь Лея, дочь Лавана-арамейца, как и ее сестра Рахель, была женой праотца Авраама. История ее замужества и рождения детей описана в Торе.

В Торе редки случаи описания внешности героя. О Лее же говорится, что «глаза ее нежные». Комментаторы по-разному объясняют эту фразу, но самый распространенный комментарий такой:

Все вокруг говорили, что у Лавана две дочери, Лея и Рахель, а у его сестры Ривки два сына, Эсав и Яаков, и как было бы мудро выдать старшую за старшего, а младшую за младшего! Лея, слыша это, плакала и молилась, чтобы ей ни в коем случае не оказаться женой злодея Эсава. От слез ее нежные глаза покраснели, а ресницы выпали.

Обман

Праведница Лея от природы была скромной и застенчивой. Все, чего она хотела – это создать семью и вырастить своих детей угодными Б-гу. Но когда она поняла, что ей угрожает опасность стать женой злодея Эсава, она решила действовать. Лея пошла на обман, придуманный ее отцом.

Во время свадьбы Яакова и ее сестры Рахели, за которую он работал семь лет на Лавана, Лея с закрытым покрывалом лицом встала под свадебный балдахин рядом с женихом. Когда обман раскрылся, было уже поздно. Яакову пришлось отработать на Лавана еще семь лет, чтобы все-таки жениться на своей возлюбленной Рахели.

Всю оставшуюся жизнь Лея страдала от сплетен окружающих о ее нечестном замужестве и от холодного отношения мужа.

Вознаграждение свыше

Старшая сестра, некрасивая и нелюбимая, рядом с младшей – красавицей Рахелью. Обе – жены одного мужа, Яакова.

Но свыше Лее было послано счастье материнства. Она родила Яакову шестерых сыновей и одну дочь. Ее сыновья стали прародителями шести израильских колен из двенадцати. «И увидел Г-сподь, что нелюбима Лея, и растворил ее утробу, а Рахель бесплодна».

Рождение каждого сына приносило Лее надежду, что муж наконец-то привяжется к ней. Но этой надежде так и не суждено было сбыться.

В поиске любви

В те времена было принято, чтобы имена детям давал отец. Однако Лея сама дала своим детям имена, в которых выразила свое страстное желание любви.

Старшего сына она назвала Реувеном – «Смотрите, сын»: может, теперь, когда она родила Яакову сына, он полюбит ее! Второго назвала Шимоном: Всевышний услышал, что она нелюбима, и дал ей еще одного сына. Третий сын получил имя Леви: может, теперь муж будет повсюду ходить со мной. Четвертый был назван Юда – благодарность. (Кстати, в Талмуде написано, что Лея была первым человеком на земле, поблагодарившим Всевышнего).

Комментаторы говорят, что Лея пророческим духом знала, что у Яакова будет двенадцать детей – основателей колен будущего народа. Стало быть, на каждую из двух его жен и двух наложниц приходится по четыре ребенка. Родив Юду, Лея поблагодарила Всевышнего за то, что дал ей ее долю.

История Леи учит нас тихому, скромному женскому мужеству. Мужеству, за которое не дают наград, и о котором не знают восхищенные зрители. Ей было нелегко. Жизнь ее была горькой и безотрадной. Но она не сломалась, а нашла плюс и в своем положении. Этим плюсом стало для нее материнство. Лея смотрела вперед и знала, что она исполняет в этом мире важнейшую миссию – закладывает основы еврейского народа. Поэтому она продолжала делать то, что от нее требовалось.

Но об одном «срыве» Леи нам все-таки известно из Торы. В ее жизни был эпизод, когда она отказалась смириться со своим положением.

У каждой из жен и наложниц Яакова был свой шатер. Яаков же избрал «постоянным местом жительства» шатер Рахели. Лее очень хотелось заполучить мужа к себе, хоть ненадолго. Впрочем, величайший комментатор Торы, Раши, считает, что Лея желала этого не для своей личной пользы и не для того, чтобы победить сестру-соперницу. Лея хотела привести в этот мир как можно больше детей – основателей еврейского народа.

Старший сын Леи Реувен нашел в поле мандрагоры – растение, известное как средство от бесплодия. Бесплодная Рахель просит у Леи немного мандрагор. Лея отвечает: «Мало того, что ты забрала у меня мужа, еще и мандрагоры мои хочешь забрать!?» Но это был единственный раз, когда Лея позволила своим чувствам вырваться.

Рождение Дины

Но все же, несмотря на недобрые чувства, Лея любила младшую сестру и заботилась о ней. Как уже было сказано, Лея пророческим духом знала, что у Яакова будет двенадцать детей – основателей колен будущего народа. Шестерых уже родила она, Лея. У наложниц было по двое сыновей. У Рахели – первенец. Поэтому, забеременев в седьмой раз, Лея молилась Всевышнему о том, чтобы родить девочку и не делать долю Рахели меньшей, чем доля наложниц.

Так родилась единственная дочь Яакова, Дина.

Наконец-то рядом с мужем

Смерть Леи не описывается в  Торе. О месте ее захоронения упомянуто только вскользь: Яаков завещает похоронить себя в пещере  Махпела, где уже похоронены его предки и Лея.

Так, в смерти, любовь Леи стала наконец-то взаимной, и она обрела место рядом с мужем.

№: 14

Самые популярные материалы