Образ жизни

Десять законов, которые изменили мир

12.05.2010
Можно говорить что угодно, но современный цивилизованный мир начал свое существование 3322 года назад, когда голос Всевышнего произнес Десять Заповедей.

Ципи Кольтинюк

Ведь главный признак цивилизации – это признание неизменных законов морали.

Понятие "Десять Заповедей" настолько вошло в наше сознание, что многие искренне считают, что соблюдают их. Мол, отстаньте вы от меня со своими заповедями: Десять Заповедей соблюдаю – и будет с меня! Так что же такое на самом деле Десять Заповедей?

Момент начала всемирной цивилизации совпал с моментом начала еврейской религии. Десять Заповедей, которые лично слышали из уст Всевышнего шестьсот тысяч человек, стали основой иудаизма.

Тору во всей ее полноте передал евреям Моше (Моисей), но Десять Заповедей каждый еврей слышал лично, и при том в единственном числе: " Я - … Б-г твой… не будет у тебя… не клянись… помни.. почитай…" На каждого из нас в тот день была возложена персональная ответственность за исполнение заповедей.

Десять Заповедей – это квинтэссенция Торы. Они были выбиты на двух скрижалях – по пять на каждой. На первой – заповеди, регулирующие отношения человека с Б-гом; на второй – с другими людьми. Каждая из 613 заповедей Торы происходит от одной из Десяти Заповедей.

Как и Десять Заповедей, мы состоим из двух половин – б-жественной души и тела. Душа – это часть Всевышнего, а тело нужно ей для того, чтобы жить и действовать в этом мире.

Правая скрижаль – "б-жественные" заповеди

  1. Я – Г-сподь Б-г твой

Первая заповедь обязывает нас признать существование Всевышнего и того факта, что Он один сотворил мир и управляет им.

Конечно, вера во Всевышнего – вещь абстрактная, чтобы почувствовать ее, нужно много работать над собой. Но иногда достаточно просто всмотреться в окружающий мир, чтобы понять: у всего этого есть автор и хозяин.

Когда знаешь, что все, что происходит, происходит по воле Всевышнего, гораздо легче справляться с проблемами и смиряться с реальностью. Вера во Всевышнего – это источник сил и оптимизма.

  1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Это раньше "другие боги" выглядели просто – как каменные идолы и прочие изображения, которым приписывалась чудодейственная сила. Сегодня каждый уверен, что уж язычеством-то он не грешит. Но не все так просто! Тот, кто думает, что его жизнь зависит от мировой экономики \ знака зодиака \  вредного преподавателя \ черной кошки (нужное подчеркнуть), тем самым создает своего личного идола.

А вера в то, что красота гарантирует счастье!? Разве она не возводит красоту в ранг божества!?

Все это – современные виды язычества. Вторая заповедь обязывает нас четко и однозначно понимать, что ни  у кого и ни у чего в этом мире нет влияния на нашу жизнь, кроме Всевышнего, который "направляет в нужное русло" обстоятельства мировой экономики и знаков зодиака.

Если мы будем верить от всего сердца, что только Всевышний посылает нам удачу или неудачу, и что все, что Он делает, к лучшему, мы перестанем тратить энергию на пустое беспокойство и на погоню за успехом. Занятие заработком, внешностью и прочим займут надлежащее место в нашей жизни и перестанут управлять нами. А мы сможем заняться по-настоящему созидательной деятельностью.

  1. Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, напрасно.

Как часто мы клянемся и не исполняем клятвы! А если при этом еще и клянемся именем Всевышнего!?

Даже если мы искренне уверены в том, что говорим, нельзя при этом употреблять Имя Всевышнего. Ведь клятва может оказаться ложной по не зависящим от нас обстоятельствам.

Да и просто так, в обыденной речи, не следует употреблять настоящие Имена Всевышнего. Вместо них можно использовать слова-заменители: Всевышний; Святой, благословен Он; Всемогущий и так далее. Но и их не используют для клятвы.

Настоящие имена Всевышнего произносят только во время молитвы и изучения Торы. На письме их принято искажать (например, вставлять в них дефис).

  1. Помни день субботний, чтобы освящать его.

Поскольку Всевышний сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день отдыхал, нам предписано тоже в седьмой день оставлять все свои дела и отдыхать.

Тем самым, по соглашению, мы признаем, что мир сотворен Всевышним.

Соблюдение субботы – это отказ от неких определенных Торой действий (например, зажигания огня). На первый взгляд кажется, что такая суббота – не отдых, а тяжелое бремя. Понять, что это не так, можно, лишь убедившись на собственном опыте.

  1. Почитай отца твоего и мать твою.

Казалось бы, это должна быть одна из заповедей, регулирующих межчеловеческие отношения. Но она почему-то завершает список заповедей, регулирующих отношения человека с Б-гом.

Наши мудрецы говорят: "Трое сотворили человека – его родители и Всевышний". Отдавая дань уважения родителям и признавая их авторитет, мы тем самым учимся признавать власть Всевышнего над собой.

Заповедь уважения родителей так важна Всевышнему, что Он даже добавляет в ее конце: "…чтобы продлились дни твои на земле". Это единственная заповедь, вместе с которой упоминается и плата за нее.

Левая скрижаль – "человеческие" заповеди

Это "обычные" законы человеческого общежития. На первый взгляд кажется, что до этих законов человечество могло бы додуматься и самостоятельно. А если так – зачем писать их в Торе?

Человеческая логика ограничена, да и у каждого человека своя логика. Один считает, что воровство – это когда воруют у бедного, а вот если взять у богатого, да еще и поделить между бедными… так это совсем наоборот! Другой думает, что если продавец по ошибке дал ему слишком большую сдачу, то это не воровство, и возвращать ничего не надо, ведь он же сам дал… То же самое и с другими заповедями. И ведь, что характерно, все эти рассуждения вполне логичны.

Вот поэтому-то эти заповеди и даны Всевышним: чтобы мы исполняли их не потому, что они кажутся нам правильными, а как военный приказ. Только такое их исполнение гарантирует нам цивилизованное упорядоченное общество.

  1. Не убивай.

Казалось бы, простое человеческое чувство не дает нам убивать. Но так это лишь на первый взгляд. История изобилует примерами, когда человеческие чувства и логика говорили своим носителям, что будет гуманнее убить господина Х. Так убивали в Спарте слабых младенцев; так убивали «врагов народа» в Советском Союзе и в нацистской Германии; и это лишь малая часть известных истории примеров. И далеко не всегда речь шла о некультурных варварах: немцы, например – культурнейшая нация Европы, известная своей сентиментальностью.

Нет, даже в таком крайнем случае, как запрет убийства, полагаться на логику и даже на культуру невозможно.

  1. Не прелюбодействуй.

Большинство правил общежития с развитием цивилизации становятся все очевидней для человечества. Но с заповедью «Не прелюбодействуй» этого не произошло – и это еще одно доказательство необходимости Б-жественного приказа.

Конечно, тут можно возмутиться и сказать, что воровство и разврат – не одно и то же: ведь во втором случае нарушитель не причиняет зла окружающим.

На то есть немало возражений. Во-первых, причиняет. В первую очередь своим детям, а часто еще и обманутому мужу (жене). Во-вторых, вседозволенность размывает границы разрешенного, а значит, от взаимного удовольствия до насилия не так уж далеко, как кажется.

И, наконец, в-третьих. Представьте себе, что вы – мама подростка, которая пытается предостеречь его от беды¸ а тот отвечает: «Имею право! Я свободная личность и никому не причиняю вреда!» Все мы – самоуверенные дети, но наш Отец желает нам добра, даже если мы сами не думаем о своем будущем.

  1. Не кради.

Воровство – это не только стащить в супермаркете бутылку колы или ограбить банк. Если кондуктор в автобусе забыл взять с нас деньги или покупатель забыл на прилавке сдачу – это воровство. То, что нашей вины в этом нет, не освобождает нас от ответственности. На нас лежит обязанность проявить инициативу и восстановить справедливость.

А если сумма наворованного две копейки – это воровство или нет? А воровство не ради наживы, а чтобы подшутить над жертвой – это воровство?  А воровать у государства? А воровать у вора? А стащить у миллионера, который и не заметит пропажи? Тора не оставляет нам и нашей логике лазейки.

Но воровать нельзя не только материальные ценности. Есть в Торе такие понятия как воровство времени и  воровство знания. Например, если, продавая некий продукт, мы намеренно скрыли от покупателя информацию, опасаясь отказа от покупки – это воровство знания.

  1. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Кажется, понятно…

  1. Не желай дома ближнего твоего и не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Эта последняя, десятая заповедь, вызывает удивление. Разве она регулирует межчеловеческие отношения!? Ведь зависть гнездится в сердце, и никто, кроме Всевышнего, не может знать о ней. И уж, во всяком случае, она не причиняет ущерба окружающим.

Но в том-то и отличие Б-жественных законов от римского права, что они существуют для того, чтобы уничтожить корень зла… Воровство и убийство начинаются не тогда, когда преступник берет в руки нож. Они начинаются с недобрых чувств в его сердце.

Тора говорит нам, что не только наши поступки, но и чувства и мысли должны быть в нашей власти.

Каждый раз как в первый раз

Ежегодно в праздник Шавуот во всех синагогах мира читают Десять Заповедей. Нет, не так... Ежегодно в праздник Шавуот во всем мире вновь слышен голос Всевышнего, произносящий Десять Заповедей.

Мы слышали его тогда, в первый раз, когда души всех евреев, родившихся и еще не рожденных, стояли у горы Синай. И каждый год нашей еврейской душе необходимо снова услышать их, как тогда.

Придите в синагогу слушать чтение Десяти Заповедей. Обязательно!