Их след в нашей истории

Ципора, жена учителя нашего Моше

11.05.2010
Дочь Итро, верховного жреца Мидьяна, приняла еврейство, чтобы стать женой Моше, будущего избавителя евреев; мужественная женщина, своими руками сделавшая сыну обрезание в пустыне.

Жизнь в Мидьяне

Ципора была одной из семи дочерей Итро, верховного жреца и правителя Мидьяна. После многих лет языческого служения, Итро, человек отнюдь не глупый, понял, что языческие идолы – всего лишь куски дерева и камня. Он самостоятельно познал Единого Б-га, который управляет миром, и объявил мидьянитам, что не может более служить верховным жрецом язычников.

Поначалу мидьяниты были удивлены, но вскоре их удивление превратилось в ненависть. Они решили объявить Итро и его семье бойкот. Даже пастухи не желали больше работать на него, и у Итро не осталось никого, кто мог бы пасти его скот, кроме дочерей. Но и этого мидьянитам показалось мало. Они травили беззащитных девушек, пасших скот, и не давали им напоить овец. Ципоре и ее сестрам приходилось ждать часами, пока все остальные пастухи уйдут, и они смогут приблизиться к колодцу.

Спаситель

Однажды девушки встретили у колодца незнакомца, судя по одежде – египтянина. Он не дал пастухам отогнать дочерей Итро от воды и даже помог им напоить скот. В тот день они смогли вернуться домой раньше обычного.

Удивлению Итро при виде дочерей, идущих домой с полными ведрами воды, не было предела. Неужели мидьяниты прекратили преследовать их!? Он спросил девушек: "Почему вы сегодня так рано!?" "Один египтянин спас нас от пастухов и помог напоить скот и наполнить ведра. Когда он черпал воду, вода поднималась ему навстречу", - ответили они. Итро сразу же понял, что этот "египтянин" должен быть одним из потомков Яакова, спустившегося в Египет.

"Почему же вы не позвали его в дом!? Где он!? Идите, скорее, пригласите его поесть!" – велел Итро дочерям. Они вышли обратно к колодцу и вскоре вернулись с "египтянином". Итро пригласил Моше погостить в его доме, и это было как нельзя кстати для бесприютного беглеца.

Сватовство

 


Однажды Моше увидел в саду, окружавшем дом Итро, палку, воткнутую в землю. На ней было написано буквами Святого языка что-то, что Моше не смог понять. Он вытащил палку из земли и принес в дом, чтобы спросить хозяина, что означает эта надпись.

В ответ на вопрос Моше Итро сказал ему: "Эту палку я получил от Йосефа,  тот – от Яакова, Яаков – от Ицхака, а Ицхак – от Авраама. В прошлом она принадлежала Адаму. Никто не мог вытащить эту палку из земли, и я решил, что тот, кому это окажется под силу, наверняка из потомков Яакова. Именно о таком зяте я мечтал! Я буду счастлив, если ты согласишься стать мужем моей дочери Ципоры".

Моше ответил согласием и рассказал Итро, что его предок Яаков тоже встретил свою будущую жену у колодца.

Вскоре состоялась свадьба, и молодые зажили в согласии в доме тестя. Моше пас скот, а Ципора  воспитывала двоих сыновей, которые у них родились. Одного из сыновей Моше назвал Гершон (Пришелец), чтобы не забыть, что он всего лишь пришелец в Мидьяне. Второго же он назвал Элиэзер (Б-г помог мне).

Обрезание в дороге

Однажды, когда Моше пас скот Итро в пустыне, Всевышний открылся ему в несгорающем кусте и велел вернуться в Египет, чтобы вывести евреев из рабства.

Вернувшись домой, Моше рассказал обо всем Итро и начал готовиться к пути в Египет всей семьей. Итро изумился и спросил, какая надобность  в том, чтобы тащить за собой всю семью. Моше ответил ему, что после выхода из Египта евреи будут получать Тору у горы Синай, и он хочет, чтобы его дети присутствовали при этом.

Ципора не перечила мужу, хотя она всего неделю назад родила своего второго сына Элиэзера. Она знала, что Моше идет в Египет по приказу Всевышнего. А Моше так торопился, что даже не хотел  ждать, пока Элиэзеру сделают обрезание на восьмой день.

То, что произошло далее, по дороге в Египет, в Торе описано как "И встретил его Всевышний". Комментаторы объясняют, что на самом деле Моше встретился ангел Всевышнего, который хотел убить его. Ципора сразу же поняла, что дело – в обрезании, которое до сих пор не сделано их сыну Элиэзеру. Она схватила острый обломок камня и, не медля, обрезала сына. Опасность миновала.

Одна в Мидьяне

Аарон, брат Моше, вышел встречать его на подходе к Египту. Братья обнялись, а потом Аарон спросил: "Кто это с тобой?" "Жена и сыновья", - ответил Моше. "И куда ты ведешь их?" "С собой в Египет". "Тебе велено вывести евреев из египетского рабства, а не приводить в него новых!" – изумился Аарон.

Моше подумал, что брат прав, и велел Ципоре возвращаться с детьми домой и ждать, пока он в Египте исполнит приказание Всевышнего.

Ципора немедленно исполнила приказание мужа и вернулась в Мидьян. Лишь после того, как евреи вышли из Египта и остановились в пустыне, она вновь увиделась с мужем, который тем временем превратился в вождя евреев. Она пришла на эту встречу  вместе со своим отцом Итро и сыновьями Гершоном и Элиэзером.

Преданность мужу

В Торе есть история о том, как Мирьям, сестра Моше, сплетничала о нем, говоря, что он больше не живет с женой, и при этом называла его жену негритянкой. Комментаторы объясняют, что "негритянка" – это Ципора, которая выделялась своей красотой, как негритянка – чернотой. Мирьям была недовольна тем, что, став вождем, Моше оставил ее. Но Ципора и тут не жаловалась, она понимала, что Моше, который в любой момент может получить откровение Всевышнего, должен жить один и посвятить всего себя духовной работе. Она пожертвовала своими личными интересами ради всего еврейского народа.

Наши мудрецы говорят, что не зря именно Ципора, с ее отвагой и преданностью, удостоилась быть женой отца всех пророков и спасителя народа.