От редактора

26.04.2010

Почему в ортодоксальных синагогах есть строгое разделение между мужской частью и женской?


Почему в ортодоксальных синагогах есть строгое разделение между мужской частью и женской?

Ведь это не соответствует нашему современному образу жизни! Есть же синагоги, где проведены реформы и все молятся вместе, почему же у вас все так разделено?

Отвечает Равин Алекс Артовский, специалист по сектам , лектор с мировым именем.

Ответ:

Вы знаете, ещё на пороге зарождения избранного народа наш праотец Авраам, ступив на святую землю, был назван местными народами евреем. Это означает: пришедшим с другой стороны реки Евфрат, из Вавилона. И с того дня, как говорят наши мудрецы, все потомки Авраама, евреи – по одну сторону, а народы мира по другую. Мы едим кашерную пищу, тем самым отделяя себя от других Мы соблюдаем субботу, отделяя себя от других. Сам Всевышний говорит нам: «Будьте святы, ибо свят Я…» На иврите быть святыми означает быть выделенными, отделенными от всех народов. Это к слову, насчет того, что "принято в современном мире".

Теперь по существу. Разделяя молящихся на мужчин и женщин, мы добиваемся того, чтобы люди могли нормально молиться, не изучая  один другого, не мешая один другому сконцентрировать свои мысли. Известно, что мужчина и женщина – две противоположные по структуре половины. Когда мужчина видит постороннюю женщину, то волей-неволей он будет смотреть на неё, пусть даже в этот момент в голове его не будет ничего дурного, но все равно  его мысли "по поводу" невозможно остановить. И это не потому, что он такой-сякой, а именно потому, что он мужчина. Женщина же, пусть она и сдержаннее и скромнее, все равно будет себя чувствовать неловко и  реагировать на присутствие мужчин по-своему.

Уже издавна, изучая природу женщин и мужчин, наши мудрецы пришли к выводу: «Нет гарантов на соблазны», ни при каком возрасте и положении невозможно быть уверенным, что человек не преступит закон морали  и не соблазнится взглядом, а тем более мыслью. Поэтому и принято у религиозных евреев, в местах большого скопления, соблюдать по возможности разделение между женщинами и мужчинами. Я пишу «по возможности», потому что невозможно соблюдать это, например, или в общественном транспорте. Но во многих других случаях, на свадьбах, вечеринках и тем более в синагогах, соблюдают разделение. Разделение подчеркивает стремление к скромности. А там, где есть скромность – там находится святость. Синагога – это малый храм, а в храме всегда было разделение между мужчинами и женщинами.

Вы скажете, что это старомодно, примитивно… Я отвечу, что молиться – это тоже старомодно, и куда уж легче помолиться дома, под веселую музычку…, но…увы…. Храм Б-га – это не дискотека, где все танцуют и знакомятся один с другим. Любая форма поддержания этикета – это доля старомодности, но именно с помощью неё люди поддерживают какие-то традиции и не позволяют перевернуть святость в кинокомедию.

В последние годы тут и там возникают разные попытки реформировать синагоги. Но реформам нет предела. Поэтому это зашло уже очень далеко. Женщины и мужчины, сидящие в синагоге вместе; «равинша», облаченная в «талес» (покрывало, в которое облачаются во время утренней молитвы), ведущая молитву; орган, играющий «Леха Доди» в «кабалат шабат» (вечерняя субботняя молитва) - все это иногда напоминает цирк, где притворяются, что так и должно быть.

Дети, растущие на обмане, потом будут обманывать других, выдумывая новые обряды. А там и скажут, что можно и свининку покушать, только залить её кошерным соусом. Или того хуже - будут ставить хупу (еврейский свадебный обряд)  для однополых…, как это уже делают сегодня в реформистских синагогах. Поэтому давайте будем ценить наше наследие, которое позволило нам остаться евреями, непоколебимыми и неподдающимися веяниям  времени.

Самые популярные материалы