От редактора

16.04.2010

Лаг баомер: что празднуем?


В этот день израильские города похожи на одно большое пожарище. Огромные костры пылают на отведенных мэриями участках и в школьных дворах под надзором учителей, скромные шашлычники дымят в частных палисадниках, "пиратские" костерки вспыхивают то тут, то там и немедленно тушатся пожарными машинами, которых в это время на улицах больше, чем автобусов.

Дети носятся с тлеющими ветками и пытаются бросить в огонь все, что может гореть или хотя бы дымить. А взрослые, лишь слегка обуздывая чад, поют и танцуют у костров.

В этот день, 18 ияра, тридцать третий день отсчета омера, более двух тысяч лет назад, ушел из нашего мира раби Шимон бар Йохай, великий каббалист, один из двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы. Кстати, он был одним из пяти его учеников, выживших после эпидемии, которая закончилась как раз в этот самый день, 18 ияра.

Раби Шимон и его сын раби Элиэзер были вынуждены в течение 13 лет прятаться в пещере от римлян, которые правили тогда в Святой Земле. Сам пророк Элияу являлся там к раби Шимону, чтобы учить с ним Тору и открывать ему ее тайны. Здесь, в пещере, раби Шимон написал знаменитую книгу "Зоар", первый и основополагающий труд по каббале.

Умирая, раби Шимон открыл своим ученикам многие тайны Торы и завещал им веселиться в день его смерти. Знатоки Торы объясняют, что в день смерти праведника отсвет его учения и добрых дел появляется в мире и влияет на его последователей.

По этой причине годовщины ухода еврейских праведников – не повод для грусти. Но день смерти раби Шимона отмечают особенно весело. На горе Мирон, рядом с его могилой, зажигают огромный костер. Те, кто не может поехать на Мирон, напоминают себе об этом обычае, зажигая костер рядом с домом. Поют особые гимны Лаг баомера, прославляющие раби Шимона.

Почему именно костры? Потому что Тора, которую учил раби Шимон, светит и греет подобно огню.

Праздник на Мироне

Так что же происходит на главной сцене праздника,на горе Мирон, где похоронен раби Шимон?



 

Гости со всего Израиля и даже со всего мира съезжаются сюда в Лаг баомер. Уже за неделю до праздника в тихой деревне Мирон становится оживленнее. Приезжают целыми семьями, ставят палатки, чтобы заранее занять место. С каждым днем шансов найти место для палатки все меньше.

Халаке

Странным образом среди детей особенно много трехлетних мальчиков с длинными кудрями.

Родители привезли их на Мирон, чтобы исполнить у могилы раби Шимона древний обычай – сделать им первую стрижку, оставив пейсы.

 

Пейсы – это пряди волос на висках, которые оставляют в исполнение заповеди Торы: "И не закругляйте краев волос на голове". Издавна облик еврейского ребенка – это круглая шапочка (кипа) на голове и выглядывающие из-под нее прядки пейсов.

Первые три года жизни мальчиков не стригут. В одних общинах обычай велит делать это в третий день рождения, в других – в ближайший к нему Лаг Баомер. Первая стрижка – большой праздник для всей семьи и для самого мальчика. С этого дня он начинает носить кипу и цицит, учит Тору и чувствует себя взрослым. С этого дня начинается еврейское воспитание – в духе Торы и заповедей.

Вереницы автобусов

И вот наступает этот день – 18 ияра. Все дороги, ведущие к Мирону, забиты огромными пробками. Частные машины почти не видны за вереницами набитых до отказа автобусов. Тысячи автобусов со всех краев Израиля.

Высадив очередную толпу гостей, водитель, не отдохнув, сразу же разворачивается и пускается в обратный путь – в каком-нибудь городке, в двух часах пути отсюда, его ожидает огромная толпа жаждущих попасть на Мирон.

Многие едут на Мирон не просто так: их цель – помолиться в этот особый день на святой могиле о чем-то очень важном. Бездетные пары молятся о ребенке, счастливые родители – об успехе в воспитании, неженатые и незамужние – о том, чтобы найти свою половинку. Все они готовы ждать часами на жаре, пока подойдет их очередь втиснуться в автобус, а потом трястись в нем несколько часов на горной дороге и стоять в пробках.

Но вот, наконец, автобус останавливается и открывает двери. Теперь предстоит пеший подъем по крутой горной дороге от стоянки до самой могилы. И по обе стороны от этой дороги путников ожидают столы с едой и питьем. Так встречает своих гостей Мирон.

Нет, не доставайте кошелек. Все это бесплатно. Это те, кто не смог лично приехать помолиться на Мироне, пожертвовали деньги на питье для гостей. Давно известно: молитвы тех, у кого есть доля в заповеди гостеприимства раби Шимона, легче принимаются наверху. О скольких чудесах могут поведать жертвователи на питье для Лаг баомера! Вот поэтому в толпе гостей Мирона ходят добровольцы и буквально уговаривают произнести благословение и выпить стаканчик минералки, колы или сока.

А вот у этих прилавков придется раскошелиться. Книги по иудаизму, предметы иудаики, сувениры – всего этого здесь тоже в изобилии. Гости разглядывают товар, толпа медленно движется, и все это – на фоне громкой клейзмерской музыки, такой громкой, что разговаривать невозможно – только кричать.

И собирателей пожертвований  тут также очень много, как на любом еврейском празднике: евреи известны своим добрым сердцем и любовью к благотворительности. Тут и обычные нищие, и представители самых разных общественных организаций: от поддержки музеев до помощи больным детям.

 

Не каждому удается преодолеть последний барьер и пройти ворота двора, за которыми находится могила. Теснота и давка  здесь такие, что  у могилы специально дежурят добровольцы для оказания первой помощи упавшим в обморок.

Люди молятся и плачут у могилы раби Шимона, а двух шагах на временном возвышении расположились клейзмеры – они играют веселую музыку, и все вокруг них пляшут.

Плач, молитвы, песни, крики – весь еврейский народ сегодня здесь. Даже те, кто не смог приехать в этом году. И мы с вами тоже здесь – в гостях у раби Шимона.

 





№: 12

Самые популярные материалы