Почему?

Кошерная еда

16.04.2010

Вопрос: «Почему евреи делают из еды культ?

Какая разница в выборе еды кошерной и не кошерной. Я понимаю: мезузот, тфилин, суббота…Но мясо, молоко и такое прочее? Абсурд какой-то!

Отвечает Равин Алекс Артовский, специалист по сектам , лектор с мировым именем.

Ответ:

В последней недельной главе Торы освещался подход иудаизма к кошерным животным. Вот какое указание мы получили от Всевышнего: «Всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота – его можете есть. Только таких не ешьте из отрыгающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгает, но копыта его не раздвоены, – нечист он для вас, И шафана (дамана), потому что он жвачку отрыгает, но нет у него раздвоенного копыта; нечист он для вас,  И зайца, потому что (хотя) он жвачку отрыгает, но нет у него раздвоенного копыта; нечист он для вас, И свиньи, потому что (хотя) копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачки она не отрыгает – нечиста она для вас.» На протяжении всей истории, евреи придают значение кошерности еды в общем, и  мясу особенно. Здесь есть несколько причин. Естественно то, что сам Творец указывает на это, воспринимается серьезно и бесповоротно. Ведь Он создал этот мир  и Ему известно те характерные черты, так отличающие кошерную пищу от не кошерной.  Известно, что после того как человек употребляет что-то в пищу, она превращается в его плоть и кровь. Плоть – это более физическое понятие, а кровь более духовное, нежное и тонкое. Именно кровь разносит по организму все свойства еды, употребляемой нами. Если вы обратили внимание, то кошерные – это, в основном, домашние животные, обладающие мирными качествами, или инстинктами. Но употребляя в пищу нечистых животных, мы перенимаем их черты характера, -жестокость, непокорность, хищность.  Особенно опасно употреблять в пищу кровь, ибо, как пишет Тора: «В крови душа». Поэтому употребляя  кровь, даже кошерного животного, мы подвергаем себя и наших детей,  нехорошим тенденциям в поведении . Обратите внимание, что евреи всегда отличались от всех народов, своим милосердием и добродетелью. Не случайно Талмуд называет евреев: «Милосердные, потомки милосердных». Я уже не говорю про употребление в пищу, крови нечистых животных, инстинкты которых очень отличаются жестокостью и неуправляемостью. Интересно описывает это хасидизм. Как вы уже обратили внимание: раздвоенные копыта и отрыгивающее жвачку- это те отличительные знаки чистых животных. Как эти знаки можно объяснить с духовной точки зрения и как это относиться к нам, к евреям? Раздвоенные копыта- это то разделение между землей и самим животным. Даже существуя в этом жестоком мире, где все так материально, ты должен проложить грань, прослойку (копыто) между животной стороной мира и самим собой. Вести себя как подобает. Разделять свои поступки (раздвоенные копыта) на «хесед» и «гвура»: любовь и страх, милосердие и ограничение его в чем-то, т.е. границы всех эмоций, должны быть ограничены разумом. А разум- это второй знак, который у животного определен как «отрыгивает жвачку». Мудрецы определили, а наука позже подтвердила, что прежде чем пища чистого животного остается в его желудке, она пережевывается, опускается на дно желудка и потом вновь поднимается к гортани. И это символ разума, когда человек тщательно «пережевывает» мысли, поднимая их из недр огненных  инстинктов и желаний к холодному, влажному мозгу.  Как поступить? Принимая это решение, мы используем два отличительных знака евреев: отделение от мира, и разум, потому что невозможно понять ничего духовное без максимального применения  извилин мозга.

Но есть животные, у которых только один отличительный знак. Например свинья: раздвоенные копыта, но не отрыгивает жвачку. Это самый опасный из видов, которые существуют. Так называемый «хамелеон». Есть люди, подобные свиньям, они показывают всем свои лапы и говорят: я чистый, я хороший, но внутри…- он свинья, и именно эту внутреннюю черту характера так часто мы упускаем в обиходной жизни. Так часто мы попадаем в капкан из-за неумения отличить чистое от нечистого. Чтобы не замарать души своей, дал нам Творец прямые указания, а ведь Он – Создатель всего мира и Ему ведомо, что кроется в недрах «жизни». Поэтому и есть у нас в руках великий подарок, книга всех книг Тора, которая пишет в нашей недельной главе: «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся гадом и не оскверняйтесь ими, так как станете через них нечистыми. Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим по земле; Потому что Я Г-сподь, выведший вас из земли Египетской, чтоб быть вам Б-гом. Будьте же святы, потому что свят Я. Вот закон о скоте и о птицах, и о всяком существе, движущемся в воде, и о всяком существе, пресмыкающемся по земле; Чтобы различать между нечистым и чистым, и между животным, которое можно есть, и животным, которое не может быть едомо.»