От редактора

22.01.2010

Недельная глава Бешалах


Когда еврейский народ вышел из Египта и направился к горе Синай чтобы получить там Тору, то по дороге им пришлось выдержать два сражения – одно с фараоном, другое – с Амалеком.

Про сражение с фараоном Всевышний сказал: "Я, Б-г ваш буду сражаться за вас", но про бой с Амалеком сказано: "Выйди на войну с Амалеком".

В чем разница между этими сражениями? Почему в одном случае Всевышний сражается за еврейский народ, а в другом – Он велит евреям самим выйти на войну?

Фараон не мешал еврейскому народу в их пути к горе Синай. Он хотел отобрать у них все добро Египта, которое они уносили с собой. В отличие от фараона, Амалек встал на пути еврейское народа, не давая им пройти к горе Синай. Амалек не позволял им получить Тору, поэтому и велел Всевышний – "выйди воевать с Амалеком".

Если кто-нибудь мешает или задерживает получение Торы, то необходимо принять все возможные меры, сделать все, чтобы обеспечить получение Торы и объединение с ней. Правда, что война не в характере еврейского народа. "Мечом своим жить будешь" – подходит всем остальным народам, не евреям. Но, когда на пути еврейского народа к получению Торы встает война, то уже нет времени на раздумья – надо воевать  и все. Надо сделать все, чтобы удостоиться получить Тору.

Еврейский народ победил Амалека, и эта победа выходила за рамки физического мира. Согласно законам природы должен был победить Амалек. Однако, еврейский народ шел на войну, руководствуясь не соображениями превосходства в силе и возможностях, они шли воевать, сознавая, что они – посланники Моше Рабейну, что они воюют, чтобы получить Тору. Когда мы опираемся на силу Торы, когда мы – посланники Торы, то мы побеждаем!

***

Амалек напал на еврейский народ, когда тот был на пике воодушевления. Они горели желанием получить Тору. Амалек хотел "остудить" это стремление, "охладить" воодушевление по отношению к Торе. "Который случился с тобой в дороге"  ("случился" – на иврите – "карха", "кар" также означает холод), – т.е. Амалек "охладил" еврейский народ.

Нам заповедано помнить об Амалеке, вспоминать его каждый день. В духовном смысле,  Амалек – это все, что стремится охладить воодушевление еврейского народа в  служении Всевышнему.

Из войны с Амалеком мы учимся тому, как можно противостоять Амалеку духовному: если кто-нибудь попытается остудить наше стремление служить Всевышнему, то мы должны мобилизовать все наши силы на войну с ним и стереть даже память о нем. Ничего не бояться и уничтожить Амалека духовного.

В час духовной битвы мы должны помнить, что не наша собственная сила ведет нас. Не в силу наших собственных заслуг мы сможем победить, а только в заслугу Моше Рабейну. Мы сражаемся как посланники Торы и, разумеется, мы победим.

(адаптировано по "Ликутей сихот", часть 1, стр. 144-146)

Пасук: "И вывел Моше Израиль из Красного моря", Раши объясняет так – "вывел вопреки их воле". Моше Рабейну заставил еврейский народ расстаться с Красным морем и продолжить путь дальше – к горе Синай.

Бней-Исраэль не хотели уходить от Красного моря, так как собирали там золото и серебро египтян, утонувших в море. Египтяне украшали своих коней драгоценными камнями, золотыми и серебряными украшениями, когда они погнались за евреями и утонули в Красном море, то море вынесло все драгоценности на берег и евреи собирали их.

Еврейский народ был поглощен собиранием богатств и не хотел уходить от Красного моря. Даже Моше Рабейну они не хотели слушать, когда тот велел им оставить все богатства, пока он не заставил их отойти от моря и направиться в горе Синай для получения Торы.

Такое поведение еврейского народа удивительно и непонятно.

Когда евреи выходили из Египта, то несли с собой богатства, полученные от египтян. Гмара рассказывает, что у каждого еврея было девяносто ослов, нагруженных египетским золотом и серебром. Если так, то зачем евреям понадобилось еще больше богатств – после рассечения Красного моря?! И вообще, как может быть, что после того, как еврейский народ стал свидетелем великих чудес, какие явил им Всевышний и после рассечения Красного моря, они еще занимались золотом и серебром?

Еврейский народ знал, что цель Исхода из Египта – дарование Торы, если так, то почему они медлили ради золота?

Как это возможно, что Бней-Исраэль не сдвинулись с места – не уходили от моря, пока Моше Рабейну их не заставил, и они отправились в путь против воли?

Но еврейский народ вел себя так не из-за страсти к золоту, а только из желания как можно лучше выполнить заповедь Всевышнего! – Как именно?

Накануне Исхода еврейскому народу было заповедано взять у египтян как можно больше золотых и серебряных сосудов, как сказано: "и попросят каждый у каждого… золотые и серебряные сосуды". Им было заповедано освободить Египет от всех его богатств, как сказано: "и отберите все у Египта". Всевышний велел им опустошить Египет.

Поэтому, во время Исхода из Египта еврейский народ выполнил повеление Всевышнего и забрал из Египта множество золота и серебра. Они освободили египтян от имущества.

И вот, после рассечения Красного моря, евреи с удивлением обнаружили, что у египтян еще что-то оставалось. Выяснилось, что Египет не был опустошен полностью, еврейский народ с таким воодушевлением выполнял повеление "и отберите все у египтян", собирая золото и серебро, что просто не обращали внимания на окружающую действительность.

Они собирали еще и еще египетские богатства – для того, чтобы как можно полнее и лучше выполнить повеление Всевышнего.

Именно из-за того, что Бней-Исраэль видели проявление Всевышнего в рассечении Красного моря, они хотели целиком и полностью выполнить волю Всевышнего. У них пробудилось желание и стремление выполнять заповеди Всевышнего полностью и целиком, поэтому-то они занялись собиранием золота и серебра, пока Моше Рабейну силой не увел их оттуда.

Если так, то еврейский народ вообще не интересовался золотом, им было ни к чему такое богатство -  они только хотели полностью и целиком выполнить повеление Всевышнего!

(адаптировано по "Ликутей сихот", часть 21, стр. 77-83)

Самые популярные материалы