Элул

Начало элула... В Израиле ещё знойно. Редкие прохожие в полдень жмутся к тени домов. Камни и асфальт накаляются за день, излучая в ночь своё тепло, как живые. Там, где не проложены шланги капельного орошения, трава пожелтела и земля потрескалась. До первого дождя – «йорэ» - ещё далеко...

 

Ах, как истосковалась вся природа по живительной влаге! Ведь в Святой Земле нет полноводных рек – ни Нила, ни Волги. Вся вода, вся жизненность, всё благословение приходят сюда с небес – из широкой и щедрой руки Хозяина Мира, Того, чьи глаза обращены к Стране Израиля с начала года и до конца его.

 

О «нижних» и «верхних» водах говорит Тора в рассказе о сотворении мира. Но не только с высоких гор в глубокие моря устремляются водные потоки. На дне еврейской души закипает, пробуждаясь, раскаяние, проливается, обжигая глаза, первыми слезами. И слёзы эти вместе с молитвой тоскующего сердца возносятся наверх, к Небесному Отцу, отвечающему на любовь, прощающему и милосердному.

 

В эти элулские дни Моше Рабейну, поднявшись на гору Синай в третий раз, плакал и просил милости к своему народу. А когда на исходе сорока дней он спустился вниз, держа в руках новые сапфировые скрижали, на лице Моше блестели слёзы радости и облегчения: «Он простил! Простил!»

 

Как часто мы стесняемся своих слёз, считаем их признаком слабости. Но какими сладкими бывают слёзы примирения, сметающие все реальные и выдуманные преграды между близкими, родными душами, истерзанными непониманием, подозрениями, обидами... Как светло и легко плачется «не потому, что сердцу больно, а потому, что есть оно»...

 

Начало элула. Это время возвращения на школьную скамью для еврейских мальчиков. «Тинокот шель бейт рабан» - малыши и «бахурей ешивот» - подростки и юноши вновь заполняют хейдеры, талмуд-торы и ешивы.

 

Раннее утро. Еврейская мама провожает сына в хейдер: пусть его голос присоединится к стройному хору его товарищей, воспевающих Славу Творца, пусть слова Торы не умолкают на его устах... Но малыш робеет, крепко держится за маму, и... слёзы текут по его щекам.

 

«Ничего, ничего» - встречает ребёнка его учитель – меламед, пряча улыбку в широкую бороду, подхватывает его на руки и целует. «Сейчас можно плакать: месяц прощения и милосердия...»

 

Элул – последний месяц года. Пора подводить итоги – делать «хешбон нефеш». Об этом напоминает утренняя перекличка – нет, не крикливых петухов и не назойливых будильников. С одной улицы на другую доносится трубный голос шофара, еврейского ритуального рога. Он призывает «лешапер» - улучшить, исправить наши поступки. Что ж, постараемся вспомнить, перебирая прошедшие дни года, как бусинки чёток.

 

Впору воскликнуть: «Ой ли ве – авой ли !» (первые буквы слова «элул» на иврите) – что в вольном переводе означает: «Ой – вэй! Гевалд!» Как далеко до Всевышнего! Вспорхнула бы душа ввысь, да крылья сгибаются под тяжестью больших и малых проступков, вредных привычек, глупых слов, пустых мыслей...

 

Но... Ах, евреи, нам ли быть в печали?! Учителя хасидизма говорят, что грусть-печаль хоть и не является грехом сама по себе, но способна столкнуть человека на дно глубокой пропасти. И, напротив, радость способна поднять из пепла и руин! Радость прорывает все преграды, радость смягчает строгий приговор!

 

Тем более, что повод для веселья и надежда на лучшее у нас есть – в этом месяце Царь Мира сам выходит к нам навстречу, давая нам шанс без обычных церемоний и формальностей найти дорогу к нему в открытом поле. Царь с великой любовью смотрит на своих подданных и с улыбкой говорит: «Откройте для Меня в вашем сердце хоть щёлочку, а Я отворю для вас широкие врата Храма, врата благословения и добра!» Не случайно буквы слова «элул» открывают слова известной фразы из «Песни Песней» царя Соломона: «Ани ледоди ведоди ли» - «Я стремлюсь к любимому моему, а любимый мой – ко мне!» Да и может ли быть любовь сильнее, чем между Творцом Вселенной и его народом еврейским?!

 

Чем же мы можем порадовать Возлюбленного? Тем, что будем сильнее любить друг друга, без всяких условий и причин, чтобы не нужно было посылать нам внешних врагов, опасности и бедствия (не дай Б-г!), объединяющих  нас и превращающих в братьев. Постараемся, начиная с сегодняшнего дня, искать в окружающих хорошее, пробуждать в себе симпатию к близким и далёким соплеменникам, искренне желать друг другу всех благ! Ведь именно сейчас, заранее, принято писать и посылать друзьям и знакомым «игерет браха» - поздравление с наступающим хорошим годом и пожелание быть снова записанными в Книгу Жизни. Пусть закончатся все злоключения с уходящим годом, пусть с благословениями начнётся новый год!

 

А ещё говорят наши мудрецы, что, если щедро отмеряем мы друг другу хорошие пожелания, то той же щедрой мерой Всевышний пошлёт и нам изобилие и благо.

 

Среди многих важных дел «отчётного периода» значится проверка тфилин и мезуз в каждом еврейском доме. Эти небольшие листочки пергамента содержат святые буквы Торы и отражают, как зеркало, душевное и физическое состояние своих владельцев. Повреждённая буква намекает на изъян в доме, а немедленное исправление её помогает восстановлению нарушенной цельности.

 

И ещё одна серьёзная работа предстоит нам – работа сердца, т.е. молитва, на иврите – «тфила». Это слово состоит из тех же букв, что и слово «птила» - нить, фитиль. Прочная нить, соединяющая нас с Источником Всего; фитиль, несущий пламя нашей веры. Стало обычаем в эти дни посещать могилы праведников и просить их души присоединить свой голос к нашим молитвам за счастье и благополучие нашей семьи, нашей страны, всего нашего народа!

 

И самые простые евреи, не сведущие в кабалистических тонкостях молитвы, и учёные мужи не расстаются в эти дни с книгой Псалмов царя Давида. Чтение Псалмов, по словам предыдущего Любавичского ребе Йосефа-Ицхака, переворачивает миры и производит  такое впечатление на небесах, что нам и представить невозможно... Сто пятьдесят псалмов делят на небольшие «порции» - по три в день – и  «принимают» ежедневно вплоть до Йом Кипура, когда дочитывают всё то, что осталось.

 

Особенно выделяют 27-й Псалом, прибавляя его каждый день в утреннюю и дневную молитвы. Начинается он словами: «Г-сподь освещает мне путь и спасает; кого же мне бояться?!»

 

Нет, не будем бояться завтрашнего дня! Будем верить в хорошее предначертание – и оно сбудется!

 

Жизненные силы месяца с особенной мощью проявляются в его восемнадцатый день. Числовое значение 18-ти звучит как «хай», т.е. «живой». «Хай элул» действительно стал особенной датой в истории еврейства. В этот день свыше трёхсот лет назад родился Бааль Шем Тов – основоположник движения хасидизма. А спустя десятилетия в тот же день появился на свет его «духовный внук» - раби Шнеур-Залман, проложивший дорогу философии и практике Хабад. В день рождения человека «мазало говер» - ярко светит его звезда, с небес приходит новая сила для раскрытия его потенциала, талантов и способностей. Тем более явственно это ощущается в день рождения праведников – свет их звёзд достигает и нас, их потомков, и укрепляет нас на пути к истине.

 

Если мы отсчитаем от конца элула 12 дней, мы снова придём к 18-му числу. Здесь начинается «аврал» - последний этап работы года. Каждый день теперь пойдёт в счёт целого месяца: 18-го исправим минувший Тишрей, 19-го – ушедший Хешван, 20-го – прошлый  Кислев и т.д. Настоящая запарка, как у доменной печи! Так даже не чувствуется жара на улице, хоть сегодня она и выше обычного для этого сезона...

 

Что ж, пусть жар наших сердец выжжет все ненужные, вредные примеси, накопившиеся за целый год. Пусть засияют во всём великолепии чистые самородки наших душ! И благодаря этому пусть непременно вступит в свои права год добра и мира, жизни и света, сил и здоровья, любви и единства! Год хорошей записи и надёжной печати для всего еврейского народа!