Тишрей

Даты месяца


1-2 тишрея/9-10 сентября – Рош Ашана (еврейский новый год).

4 тишрея/12 сентября – пост Гедальи (перенесен с субботы, 3 тишрея).

6 тишрея/14 сентября – годовщина ухода из этого мира ребецн Ханы, матери Любавичского Ребе, жены раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, в 5725/1964 году.

9 тишрея/17 сентября – канун Йом Кипура. Устраивается обильная трапеза.

10 тишрея/18 сентября – Йом Кипур, полный суточный пост. Это единственный пост, который не переносят, когда он выпадает на субботу.

13 тишрея/21 сентября – годовщина ухода из этого мира ребе Шмуэля (Маараша), четвертого Любавичского Ребе, в 5643/1882 году.

15­21 тишрея/23-29 сентября – Суккот. Принимают пищу только в шалаше, каждый день праздника произносят благословление на лулав.

21 тишрея/29 сентября – Ошаана Раба.

22 тишрея/30 сентября – Шмини Ацерет. Совершают “акафот” – танцы с Торой. В диаспоре едят еще в шалаше. В Земле Израиля в этот день празднуют также и Симхат Тора.

23 тишрея/1 октября в диаспоре празднуют Симхат Тора. Совершают “акафот”. Завершают годовой цикл чтения Торы. Каждый мужчина и мальчик вызывается к Торе.

24 тишрея/2 октября – Шабат берешит. Начинается новый цикл чтения Торы.


Законы и обычаи месяца

Рош Ашана

29 элула – канун Рош Ашана. До полудня совершают обряд освобождения от обетов (“атарат недарим”). Желательно отделить некоторую сумму денег на благотворительность. Те, у кого есть возможность, посещают могилы праведников, чтобы попросить их молиться за нас перед престолом Всевышнего. Необходимо сделать “эрув тавшилин”, чтобы в пятницу иметь возможность готовить пищу на суббо­ту и зажигать субботние свечи.

Вечером начинается Рош Ашана – праздник, в который решается судьба человека.

Действия каждого из нас в праздничные дни должны быть тщательно продуманы. Надевают праздничную одежду.

В праздники разрешается готовить для нужд праздника только на огне, зажжённом до его наступления. Поэтому накануне Рош Ашана оставляют огонь (например, включенную конфорку плиты или свечу, которая горит больше суток), чтобы пользоваться им в течение праздника.

В первый вечер праздника женщины и девочки зажигают свечи (время зажигания свечей и текст благословений см. в таблице). В молитве “Шмонэ эсрэ” в четырех местах добавляют вставки для Десяти дней раскаяния. После молитвы желают друг другу “Лешана това тикатэв вэтэхатэм” (женщине говорят “Тикатви вэтихатми”), что означает: “Да будешь ты записан и подписан на хороший год”. Накрывают столы, совершают “кидуш” над бокалом вина для освящения праздника. Хлеб в начале каждой трапезы обмакивают в мед (и поступают так вплоть до Ошаана Раба).

Едят только сладкие блюда. Горькое, кислое и острое исключены из употребления. Трапезу начинают с хлеба, затем обмакивают в мед сладкое яблоко, произнося: “Да будет угодно Тебе обновить нам хороший сладкий год!” Кроме того, едят голову рыбы и гранат, произнося соответственно: “Чтобы мы были головой, а не хвостом!” и “Да умножатся наши заслуги, как косточки в гранате!”

В дни Рош Ашана желательно читать праздничную молитву в синагоге и как можно больше глав из книги “Теилим”. При этом просят Всевышнего записать нас на хорошую добрую жизнь и подписать этот приговор.

1 тишрея трубят в шофар. Его звук должны слушать все – взрослые и дети. Всего в утренней молитве и в молитве “Мусаф” должно прозвучать 100 звуков шофара. В молитве “Мусаф” коэн, если он находится в синагоге, благословляет присутствующих, произнося “Биркат коаним” (как и в другие праздники во время молитвы “Мусаф”). После молитвы накрывают праздничный стол, совершают “кидуш” и т.д. Днем в Рош Ашана желательно не ложиться спать

После дневной молитвы “Минха” идут к водоему или источнику воды и совершают обряд “ташлих”: обращаются к Всевышнему с молитвой о прощении и очищении от грехов (см. “Махзор”), а затем символически встряхивают над водой края талит катан. Если поблизости нет водоёмов, можно воспользоваться аквариумом с рыбками.

С появлением звезд заканчивается первый день Рош Ашана. Читают вечернюю молитву. Женщины и девочки зажигают свечи второго дня праздника от оставленного накануне огня.

Во время “кидуша” желательно иметь на столе какой-нибудь плод нового урожая (который еще не пробовали в этом году), чтобы произнести на него благословение времени (“Шээхеяну”).

2 тишрея, во второй день праздника, снова трубят в шофар. После молитвы накрывают праздничный стол, совершают “кидуш” и т.д. Вечером до захода солнца зажигают субботние свечи от оставленного накануне праздника огня. Так как Шабат следует сразу за праздником, молитвы встречи Шабата начинают с псалма Давида, пропуская предшествующие псалмы. Далее Шабат проводят в обычном порядке: вечером совершают “кидуш” и устраивают субботнюю трапезу, утром – субботняя молитва, трапеза и “кидуш”. По окончании Шабата, после выхода звезд, совершают “авдалу” над бокалом вина.

Пост Гедальи

4 тишрея – пост Гедальи. Поскольку в этом году 3 тишрея выпадает на субботу, пост переносится на 4 тишрея. Пост длится не круглые сутки, а с рассвета и до наступления темноты, нельзя пить и есть. В утренней и дневной молитвах читают “Слихот” и “Авину малкену” и вынимают свиток Торы. “Авину малкену” читают на протяжении всех Десяти дней раскаяния (кроме субботы) в утренней и дневной молитвах.

Между Рош Ашана и Йом Кипуром следует исполнить обряд “капарот” – лучше живой курицей, но можно живой рыбой или деньгами.

Йом Кипур

9 тишрея, в канун Йом Кипура, не говорят псалом “Песнь… благодарственного”, а также, начиная с этого дня и до 2 хешвана, не говорят “Таханун” и “Авину малкену”. Устраивать в этот день обильную трапезу (поесть плотно, будто на два дня) считается заповедью. Утром устраивают трапезу с рыбой, а после полудня так называемую “разделительную трапезу” с креплах – пельменями, начиненными вареным куриным мясом. Мужчины окунаются в микву или обливаются водой (не менее 9 кабов, что составляет 13 литров). До миквы проводят обряд “малкот”. Стараются сделать благотворительное пожертвование. В “Минху” читают “Аль хет” (“И за то…”). Перед наступлением Йом Кипура зажигают поминальные свечи в честь близких. Кроме того, каждая семья зажигает “нер хаим” – одну свечу за живых. Лучше ставить свечи в синагоге. Женщины и девочки также зажигают свечи в честь праздника.

Отец перед уходом в синагогу благословляет детей. Все просят друг у друга прощения. Принято в Йом Кипур носить белые одежды (белый халат без карманов, белую рубашку).

10 тишрея Йом Кипур. Пост начинается в момент зажигания свечей вечером 17 сентября, до наступления темноты, и заканчивается через сутки, 18 сентября, после наступления темноты (точное время см. в таблице). В эти сутки нельзя пить, есть, пользоваться косметикой, носить кожаную обувь, запрещены супружеские отношения, запрещено совершать работу. Все приходят в синагогу читать пять обязательных молитв: вечернюю “Маарив” (начинается с “Коль нидрей”), утренние “Шахарит” и “Мусаф”, дневную “Минха” и завершающую “Неила”. Многие ночуют в синагоге. Днем читают поминальную молитву “Изкор”.

Молитву “Изкор” (молитву за души умерших) произносят утром после чтения Торы четыре раза в году: в Йом Кипур, в Шмини Ацерет, в последний день Песаха и во второй день Шавуота.

В конце службы трубят в шофар, и все, кто находится в синагоге, восклицают: “В будущем году в Иерусалиме!”

Талит и белые одежды снимают после церемонии “авдалы”. Перед началом трапезы делают первое в этот день омовение рук (после посещения туалета и утром омывают только пальцы рук). После трапезы выходят на улицу читать “Кидуш левана”, желательно уже в повседневной кожаной обуви.

Сразу по окончании Йом Кипура следует начать строительство кашерного шалаша (в праздничные дни Суккота шалаш строить нельзя) и позаботиться о приобретении “четырех видов” растений для Суккота.

Суккот

14 тишрея – канун Суккота. Загодя делают “эрув тавшилин”, чтобы иметь возможность в праздник готовить пищу на субботу и зажигать субботние свечи. В диаспоре праздник длится два дня. Запрещено делать все то же, что и в субботу, но разрешается готовить пищу для нужд праздника на огне, зажжённом до его наступления, поэтому накануне Суккота оставляют зажженный огонь.

Вечером переходят жить в шалаш. Женщины и девочки зажигают свечи. Накрывают праздничные столы в шалаше, совершают “кидуш” и произносят благословение на шалаш:

БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, Э-ЛО-ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕЙШЭВ БАСУКА.

Это благословение повторяют в течение всей праздничной недели перед каждой трапезой в шалаше. Есть и пить в эти дни разрешается только в кашерном шалаше. В первый вечер Суккота нужно обязательно съесть в шалаше хотя бы первый кусочек хлеба, даже если идет дождь.

Каждый вечер Суккота празднуется “симхат бейт ашоэва” – вся община собирается и устраивает танцы.

15 тишрея, в первый день Суккота, первым делом стараются исполнить заповедь “четыре вида растений” – ее повторяют во все дни Суккота (кроме субботы). Утром читают праздничные молитвы, совершают “кидуш” и устраивают праздничную трапезу в шалаше.

Начиная с этого дня и до окончания праздника Симхат Тора не надевают тфилин.

С появлением звезд заканчивается первый день праздника Суккот (точное время см. в таблице) и начинается второй. Читают вечернюю молитву. Женщины зажигают свечи от оставленного накануне праздника огня. Действуют обычные субботние запреты, но разрешено готовить пищу для нужд праздника на оставленном накануне огне. Накрывают праздничный стол, делают “кидуш”.

16 тишрея – второй день праздника. Утром совершают “кидуш”. Вечером до захода солнца в шалаше зажигают субботние свечи от оставленного накануне праздника огня. Встречу Шабата начинают с псалма Давида, пропуская предшествующие псалмы. “Кидуш” в шабат днем и “авдала” после исхода шабата совершаются в шалаше.

17-21 тишрея – будние дни праздника (холь амоэд). В холь амоэд можно совершать работу (кроме субботы). Тфилин не надевают. Ежедневно читают благословение на лулав, читают молитвы “Алель” и “Мусаф” и выносят Тору в синагоге.

21 тишрея – Ошаана Раба – последний день праздника Суккот. Ночью не ложатся спать, читают Тору. Днем каждый берет пять ветвей ивы и пять раз ударяет ими о землю, считается, что это делает судьбу человека сладкой.

Вечером начинается праздник Шмини Ацерет. Перед его наступлением делают “эрув тавшилин”, чтобы иметь возможность в праздник готовить пищу на субботу. Женщины и девочки зажигают свечи от оставленного накануне праздника огня. В синагоге устраивают танцы с Торой – “акафот”, потом “кидуш” и праздничную трапезу в шалаше (но благословение на шалаш уже не произносят).

 

Шмини Ацерет и Симхат Тора

В Земле Израиля 22 тишрея отмечается два праздника сразу – Шмини Ацерет и Симхат Тора. За ее пределами 22 тишрея отмечают Шмини Ацерет, а 23 тишрея – Симхат Тора. Накануне праздника оставляют зажженный огонь, чтобы воспользоваться им в праздник.

22 тишрея днем читают молитву “Изкор”. После молитвы совершают праздничную трапезу и т.д.

Вечером начинается праздник Симхат Тора, в синагоге устраивают танцы с Торой. Зажигают свечи от оставленного накануне праздника огня. Накрывают праздничный стол (уже не в шалаше), совершают “кидуш”.

23 тишрея – Симхат Тора. Благословение коэнов произносится в молитву “Шахарит”, чтобы оно прозвучало до “кидуша” и “акафот” (танцев с Торой). В качестве подготовки к “акафот” устраивают хасидское застолье. После “акафот” завершают годовой цикл чтения Торы и начинают его снова. Вызывают к Торе всех мужчин и мальчиков, даже новорожденных. Вечером до захода солнца зажигают субботние свечи от оставленного накануне праздника огня. Встречу Шабата начинают с псалма Давида, пропуская предшествующие псалмы. Те, кто изучает Тору ежедневно, прочитывают всю главу “Берешит” с комментариями Раши в течение одного дня праздника, так как первая неделя, от Симхат Тора до Шабат берешит, состоит, фактически, всего из одного дня. Утром перед молитвой читают все книги “Теилим”.

 

 

Обряд “капарот”

 

Обряд совершают в любой из дней между Рош Ашана и Йом Кипуром (кроме субботы), с 12 по 16 сентября. Самое лучшее время – на рассвете 16 сентября. Для исполнения обряда лучше взять петуха (для мужчин) или курицу (для женщин), но можно совершить “капарот” кашерной живой рыбой или с помощью денег, предназначаемых для благотворительных целей (цдака). Если обряд исполняется деньгами, их кладут в конверт или пакет (принято за каждого члена семьи откладывать сумму кратную 18).

1. Берут курицу, рыбу или конверт с деньгами в правую руку.

2. Произносят следующую молитву:

СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ – УЗНИКИ, СИДЯЩИЕ ВО МРАКЕ, В МОГИЛЬНОЙ ТЬМЕ, ЗАКОВАННЫЕ В ЖЕЛЕЗНЫЕ ЦЕПИ И КАНДАЛЫ. ВЫВЕЛ ОН ИХ ИЗ МРАКА, ИЗ МОГИЛЬНОЙ ТЬМЫ, РАЗБИЛ ОКОВЫ ИХ.

ВОСХВАЛЯТ ВСЕВЫШНЕГО ТЕ, КТО БЫЛ ЛИШЕН РАЗУМА ИЗ­ЗА ПРЕСТУПНЫХ ПУТЕЙ СВОИХ И СТРАДАЛ ИЗ­ЗА СВОИХ ГРЕХОВ. НЕ ПРИНИМАЛА ДУША ИХ НИКАКОЙ ПИЩИ, И ДОШЛИ ОНИ ДО ВРАТ СМЕРТИ.

И ВОЗЗВАЛИ ОНИ К Г-СПОДУ В НЕСЧАСТЬЕ СВОЕМ, И ОН СПАС ИХ ИЗ БЕДЫ, ПОСЛАЛ ОН ИМ СЛОВО СВОЕ, ИСЦЕЛИЛ ИХ И СПАС ИХ ОТ ГИБЕЛИ. ВОСХВАЛЯТ ОНИ Г-СПОДА ЗА ДОБРОТУ ЕГО И ЗА ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ ЯВИЛ СЫНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. ЕСЛИ ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА АНГЕЛ-ЗАСТУПНИК, ПЕРЕДАЮЩИЙ ЕМУ ТЫСЯЧНУЮ ЧАСТЬ СКАЗАННОГО ВСЕВЫШНИМ, ТО СЛОВА ЭТИ – О СПРАВЕДЛИВОСТИ ВСЕВЫШНЕГО.

И ПОМИЛУЕТ ВСЕВЫШНИЙ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОВЕРИВШЕГО В ЕГО СПРАВЕДЛИВОСТЬ, И СКАЖЕТ АНГЕЛУ­СПАСИТЕЛЮ: “ВОСПРЕПЯТСТВУЙ ЕГО ПАДЕНИЮ В ПРЕИСПОДНЮЮ, Я НАШЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫКУПИТЬ ЕГО”.

3. Совершающий “капарот” приподнимает курицу, рыбу или конверт с деньгами и совершает ими вращательные движения над головой, произнося при первом повороте:

ЭТО – ЗАМЕНА МНЕ;

при втором повороте:

ПРИМИ ЭТО ВМЕСТО МЕНЯ;

при третьем повороте:

ЭТО ВЫКУП МОЙ.

И продолжает:

На курицу или рыбу:

ПУСТЬ ЭТА КУРИЦА (РЫБА) УМРЁТ

На деньги:

ПУСТЬ ЭТИ ДЕНЬГИ ПОЙДУТ НА ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩИМСЯ

(ЦДАКА),

А МОИМ УДЕЛОМ СТАНУТ БЛАГОПОЛУЧНАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ И МИР!

 

4. Молитву (пункты 2 и 3) повторяют трижды, выполняя те же действия. Деньги следует передать на помощь нуждающимся. Можно передать их в ближайшую синагогу. Курицу (кашерно зарезанную) или рыбу также передают нуждающимся.