Кислев

Даты месяца


1 кислева/8 ноября – день чудесного выздоровления Любавичского Ребе после сильнейшего сердечного приступа в 5738/1977 году. Вернувшись к работе, он с удвоенной энергией взялся за укрепление деятельности Хабада.

9 кислева/16 ноября – день рождения второго Любавичского Ребе Дубера (Миттелер Ребе). 54 года спустя он скончался в этот же день (5534-5588/1773-1827 гг.).

10 кислева/17 ноября – день освобождения Миттелер Ребе из заключения, где он оказался по ложному доносу в 5587/1826 году.

14 кислева/21 ноября день свадьбы Любавичского Ребе Менахема­Мендла Шнеерсона и ребецн Хаи-Мушки, внучки пятого Любавичского Ребе Шолома-Дубера Шнеерсона и дочери шестого Любавичского Ребе Йосефа­Ицхака Шнеерсона, в 5689/1928 году.

19 кислева/26 ноября – день памяти Магида из Межерича, скончавшегося в 5533/1772 году.

19-­20 кислева/26-27 ноября – Новый год хасидизма. Праздник освобождения основоположника хасидского движения Хабад раби Шнеура­Залмана из заточения в Петропавловской крепости в 5559/1798 году.

20 кислева/27 ноября – день первого издания книги “Тания” в 5557/1796 году.

24 кислева/1 декабря заложен фундамент Второго Храма. Много лет спустя в этот же день Маккавеи одержали победу над греками и вновь освободили Храм.

25 кислева/2 декабря – первый день Хануки. Ханука длится до 2 тевета. Каждый день Хануки зажигают свечи.

Законы и обычаи месяца

19 кислева устраивают хасидские застолья и рассказывают о чуде освобождения Алтер Ребе. 20 кислева начинается годовой цикл изучения книги “Тания”.

25 кислева начинается праздник Ханука – главное событие месяца.

Вечером 1 декабря собираются всей семьей, мужчина произносит благословение, взяв в руку служебную свечу (“шамаш”), и зажигает от нее первую ханукальную свечу. Зажженные свечи ставят неподалеку друг от друга, чтобы их свет объединялся, но “шамаш” ставят на возвышение или чуть в стороне. Если свечи устанавливаются в специальный светильник, то “шамаш” ставится в отведенное для него место. Ханукальные свечи должны гореть не менее 30 минут после захода солнца. Поскольку накануне субботы свечи зажигают задолго до захода солнца (до зажигания субботних свечей), необходимо позаботиться, чтобы 3 декабря свечи были большими и горели достаточное количество времени. Вечером следующего дня, 4 декабря, свечи зажигают только после окончания субботы. Свет ханукальных свечей не используют для будничных целей, при этом свете даже не читают, им любуются, оставив все дела, в течение 30 минут (кроме вечера пятницы); в это время женщины не делают никакую работу. Во все дни хануки в молитву “Шмонэ эсрэ” и в “Биркат амазон” добавляют вставку “… аль анисим” (“… и за чудеса”), читают “Алель” и выносят Тору в синагоге. В дни Хануки нельзя держать пост, за исключение таанит халом.

На Хануку принято готовить жаренные в масле пончики и оладьи – в память о кувшинчике с маслом. Дети играют в ханукальный волчок “дрейдл”, им дают “хануке гелт” – деньги, из которых они отделяют часть для помощи нуждающимся (цдака).

В дни Хануки надевают тфилин, как обычно.

28 кислева/4 декабря вечером в диаспоре начинают читать полные молитвы “Таль уматар” (о даровании дождя): три раза в день в благословении “Благослови для нас…” произносят слова “росу и дождь”. Заканчивают читать эти молитвы в первый день Песаха.

 

Так зажигают свечи Хануки

Первым всегда зажигают шамаш, а уже от него все остальные свечи. Свечи устанавливают справа налево, а зажигают слева направо. Первой, после шамаша, зажигают новую свечу (то есть левую).

В первый вечер, 24 Кислева(1 декабря) зажигают шамаш + одну (самую правую) ханукальную свечу.

Во второй вечер (2 декабря) зажигают шамаш + 2 ханукальные свечи.

3-й вечер (3 декабря) – до зажигания субботних свечей зажигают шамаш + 3 свечи.

4-й вечер (4 декабря) – после окончания субботы зажигают шамаш + 4 свечи.

5-й вечер (5 декабря) – шамаш + 5 свечей.

6-й вечер (6 декабря) – шамаш + 6 свечей.

7-й вечер (7 декабря) – шамаш + 7 свечей.

8-й вечер (8 декабря) – шамаш + 8 ханукальных свечей.

 

Место установки ханукального светильника

Желательно зажигать свечи напротив мезузы в одной из внутренних комнат, в которой чаще всего собираются люди. Некоторые предпочитают зажигать свечи на окне, чтобы они были видны прохожим на улице, но в этом есть смысл  только на первом или втором этажах (не выше десяти метров от тротуара).

Перед зажиганием свечей ежедневно произносят два благословения:

1. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, Э-ЛО­ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ХАНУКА.

2. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, Э-ЛО-ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЭАСА НИСИМ ЛААВОТЭЙНУ БАЯМИМ АЭМ БИЗМАН АЗЭ.

Третье благословение произносят только в первый день либо когда ханукальные свечи зажигают впервые в этом году:

3. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, Э-ЛО­ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЭЭХЕЯНУ ВЭКИЕМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ.

 

Затем зажигают свечи и, глядя на них, произносят:

“Эти свечи мы зажигаем в память о спасении, и о знамениях, и о чудесах, которые Ты, руками святых коаним Твоих, явил отцам нашим. И в те времена, в эти же дни года, и на протяжении всех восьми дней Хануки эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом – можем лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому Имени Твоему – за знамения Твои, и за чудеса Твои, и за спасение, посланное Тобою”.