Хешван

Даты месяца


 

В хешване царь Шломо завершил строительство Храма. Хотя освящен Храм был почти год спустя, в месяце тишрее, и хешван вновь был “обойден” радостными днями, по мнению мудрецов, в будущем Всевышний восполнит ущерб, нанесенный месяцу хешвану: “Всевышний воздаст в будущем должное месяцу мар-хешвану”.

7 мар-хешвана/15 октября – в этот день во времена Храма евреи, жившие в удаленных от Храма местах, возвращались домой после праздников месяца Тишрей, и только тогда начинали читать молитвы о дожде.

11 мар-хешвана/19 октября – кончина праматери Рахели, похороненной в Бейт-Лехеме. Ее могила – святое место для молитвы, призванной смягчить гнев Всевышнего.

17 мар-хешвана/25 октября – день начала Ноева Потопа.

20 мар-хешвана/27 октября – день рождения пятого Любавичского Ребе Шолома-Дубера Шнеерсона (Рашаба), называемого Рамбамом хасидизма (5621-5680/1860-1920 гг.).

 

Законы и обычаи месяца

1 хешвана – новомесячье (Рош ходэш) хешвана. Рош ходэшем называется первый день каждого месяца еврейского календаря (1 хешвана, 1 кислева и т.д.); если в предыдущем месяце было 30 дней, его тридцатый день также является Рош ходэшем. В новомесячье есть несколько особых обычаев: в “Шмонэ эсрэ” и “Биркат амазон” добавляют “Яале вэяво”; читают половину “Алель”; после “Шир шель йом” читают “Бархи нафши”; выносят Тору и читают отрывок про Рош ходэш, вызывая к чтению четырех человек; читают молитву “Мусаф”. С первого дня месяца начинают новый цикл чтения “Теилим” согласно месячному делению. В Рош ходэш не стригут волосы и ногти, не постятся, женщины не стирают и не шьют. Нельзя держать пост.

7 хешвана (15 октября) в Стране Израиля начинают читать полные молитвы “Таль уматар” (о даровании дождя) три раза в день: в благословении “Благослови для нас...” произносят слова “росу и дождь”. В диаспоре эту молитву начинают читать вечером 4 декабря.

 

С улыбкой

В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них – верующий, другой – неверующий.
Неверующий младенец:

Ты веришь в жизнь после родов?
Верующий младенец:

– Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что ждет нас потом.
Неверующий младенец:

– Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?
Верующий младенец:

– Я не знаю всех деталей, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.
Неверующий младенец:

– Какая ерунда! Невозможно же самим ходить, и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь – пуповина – и так уже слишком коротка.
Верующий младенец:

– Я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по-другому. Это можно себе представить.
Неверующий младенец:

– Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь – это одно большое страдание в темноте.
Верующий младенец:

– Нет, нет! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас.
Неверующий младенец:

– Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?
Верующий младенец:

– Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать.
Неверующий младенец:

– Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет.
Верующий младенец:

– Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир.