Ваэра

Глава Ваэра – большая глава, но все ее пасуки (строчки) касаются одной темы – "ваэра" ("и показался", но корень слова "раа" - смотреть) – и это учит нас, что мы должны служить Всевышнему так, как будто мы Его видим.

Душа и тело человека кардинально отличаются друг от друга, как день и ночь, свет и тьма. Тело – это тьма, которую душа освещает светом Торы и заповедей. Но не только тело затемняет душу, еще и изгнание скрывает свет.

Тьма изгнания настолько глубока, что Моше Рабейну предъявил Всевышнему претензию: "Почему так плохо этому народу?!" Зачем нужны страдания изгнания? Страдания и тьма настолько поглощают евреев, что они могут отчаяться и опустить руки и тогда они будут не в состоянии как следует служить Всевышнему.

На это следует ответ в этой недельной главе: "ваэра" – "и показал". Еврей должен видеть Всевышнего. Недостаточно знать, что есть Б-г в мире, надо еще понимать и верить, что Всевышний управляет миром и ни на мгновение не оставляет нас без Своего внимания. Мы должны признать существование Всевышнего, как будто мы видим Его своими глазами.

Когда человек что-то видит, то убеждается в реальности существования этого предмета. Если мы что-то слышали, то нас еще можно переубедить, что не все так, как мы думаем, но – если мы что-то видели своими глазами, то мы уверены в этом, и почти невозможно нас в этом разубедить, ведь мы сами были там и все видели! Когда человек видит какой-то предмет впервые, то охватывает всего его одним взглядом, видит и воспринимает все подробности сразу.

Точно так же мы должны знать и помнить Всевышнего: "ваэра". Видеть проявления Всевышнего в этом мире, в темноте изгнания. Только тогда мы сможем служить Всевышнему и тьма изгнания не ослабит нас.

Все, что написано в Торе служит нам указанием к действию. Моше кричал и требовал от Всевышнего ответа на вопрос: "Почему так плохо этому народу?" Так и нам нельзя мириться и свыкаться с изгнанием. Верно, мы можем учить Тору и выполнять заповеди и во время галута (изгнания), но мы не согласны с таким положением. Мы должны требовать и кричать изо всех сил: "Почему так плохо этому народу?" – настало время избавления! И вместе с тем, продолжать служить Всевышнему, веруя полной верой, так, как будто мы видим Его.

(Переработано по "Итваадуйот 5743 г., часть 2, стр. 823-827)

 

В самом начале главы приводит Раши (раби Шломо Ицхаки) слово "ваэра" - "и показался" и объясняет кому – Праотцам еврейского народа.

Возникает вопрос – что здесь добавляет Раши к тому, что уже написано в пасуке? В пасуке написано: "и показался Аврааму, Ицхаку и Яакову", но мы и так знаем, что они – Праотцы еврейского народа?

Объяснение таково:

Раши объясняет, что главным высшим качеством Праотцов и был тот факт, что они были Праотцами. То есть, это дополнительная особенность к их отличительным качествам, которые у каждого были свои. Например, отличительная особенность Авраама состояла в том, что он был милосердным, и его милосердие не знало границ, до такой степени, что само качество милосердия (идея милосердия, существующая в высших мирах) сказало Всевышнему, что с тех пор как Авраам существует в мире, ему самому там делать нечего. Так же у Ицхака и Яакова были свои особенные качества, в которых они превзошли всех.

Поэтому Всевышний говорит Моше Рабейну: "и показался Аврааму…" – есть у Авраама, Ицхака и Яакова чудесная особенность – то, что они – Праотцы еврейского народа и это их главное качество.

В чем особенность Праотцов?

Праотцы – значит отцы для детей. Они беспокоились о том, чтобы и их дети пошли по их пути – пути добра и прямоты. Как написано про Авраама: "Ибо Я знал его, что заповедает он своимсыновьям и своему дому после себя, чтобы хранили они пути Творца, творили суд и справедливость".

(Переработано по "Ликутей сихот", часть 3, стр. 860).

В этой главе упоминаются четыре наименования избавления: "и вывел", "и спас", "и избавил", "и взял".

Каждый глагол намекает на одно из избавлений.

"И вывел" – это избавление из египетского плена и т.д., каждый раз имеется в виду избавление из одного из изгнаний еврейского народа.

В этой главе также появляется новое выражение для избавления: "И привел вас в землю хорошую". Пятое наименование избавления – "и привел", также намекает на избавление. Избавление от последнего изгнания, в котором мы до сих пор пребываем, будущее избавление.

Всевышний в главе Ваера обещает, что избавит нас от изгнания – "и привел". Когда Всевышний обещает сделать что-то хорошее, то Он никогда меняет свое намерение. Такова воля Всевышнего – добро нельзя отменить. Всевышний уже пообещал нам абсолютное избавление и это обещание нельзя отменить, не дай Б-г. всевышний "обязан" выполнить обещанное и избавить нас от изгнания.

* * *

Если человек зажег пламя, и оно распространилось и причинило кому-то ущерб, то тот, кто поджег – несет за это ответственность и должен оплатить все убытки от огня. А если огонь распространился вопреки его намерениям, а он и не предполагал, что причинит кому бы то ни было убытки, то и тогда он должен полностью возместить ущерб. С того момента, как разгорелся огонь – уже тогда тот, кто поджег, обязан возместить все возможные убытки, еще до их причинения.

Если такова алаха (закон) для убытков, то тем более такая же закономерность должна быть и для добра. Полное, абсолютное избавление уже потенциально существует, еще до своего воплощения в реальности. Избавление уже здесь, оно должно только реализоваться, проявиться.

Когда мы знаем, что избавление уже существует и не хватает только последнего шага – реализации, нам намного легче выстоять в трудностях и преодолеть все сложности этого мира, изгнания и, особенно, тяготы последних десятилетий.

Нам нельзя отступать перед трудностями, нам надо продолжать действовать, распространять святость, и тогда исчезнут все препятствия и трудности, и мы удостоимся увидеть полное избавление нашими собственными глазами.

(Переработано по "Ликутей сихот", часть 2, стр. 125-127.)