Суббота "Шира"
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах ("Когда отпустил"), называется Шабат Шира ("Суббота Песни"), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
Несмотря на то, что глава Бешалах содержит описание многих других важнейших событий (в том числе — выхода из Египта, перехода через море посуху, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и историю колодца, шедшего за евреями по пустыне), мы называем эту субботу Шабат Шира.
Наши мудрецы объясняют это так: все другие части Торы были даны Всевышним Израилю в одностороннем порядке — Всевышний говорил, а Израиль слушал. Однако в тот час, когда евреи, воодушевленные совершившимся чудом — море расступилось перед ними и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян — запели песню, произошло обратное: Израиль пел, а Всевышний слушал их песню. В этот момент сыны Израиля достигли духовной высоты, превзойти которую невозможно; их сердца стали источниками, из которых забила живая вода Торы, их голос стал как бы голосом Всевышнего...
Более того — произнесенные ими слова Торы как бы предшествовали тем словам и законам, которым научил их Всевышний на горе Синай.
Как это могло произойти?
Радость, с которой сыны Израиля пели эту песню, была так велика, что она передалась евреям всех времен и поколений, так что всегда, когда Всевышний избавлял их от их врагов, они начинали петь благодарственную песнь.
Эта песня — песня, которую сыны Израиля пели, перейдя Красное море, — была выражением глубокой веры во Всевышнего, а не минутного воодушевления, вызванного чудесным спасением от рук египтян. Такое воодушевление проходит, ибо человеческое сердце знает приливы и отливы; однако глубокая вера, захватив сердце человека, остается в нем навсегда.
Сыны Израиля запели эту песню только после того, как поняли с абсолютной ясностью, что все то, что произошло с ними с того момента, как началось освобождение от египетского рабства, равно как и все то, что ждет их в будущем — это милость, оказанная им Всевышним.
Поэтому в Книге Псалмов сказано (Тегилим, 97): "Радость — для тех, у кого ясно в сердце", а в самой песне говорится: "И они поверили во Всевышнего и в слугу Его Моше — и тогда Израиль запел..."
Сыны Израиля правильно выбрали час для своей песни. В этот момента все ангелы, живущие в Небесах, пели хвалебную песнь Всевышнему, вновь проявившему Свое могущество и заставившему море расступиться перед Израилем. И как только Вселенная наполнилась хвалой Творцу, запел и Израиль — ни минутой раньше, ни минутой позже.
Если бы они запели позже — мир не подхватил бы их песню, ибо его восхваление уже было бы закончено.
Если бы они запели раньше, например, сразу после выхода из Египта, весь мир мог подумать, что в глубине души они благодарят не только Всевышнего, но и царя Египта, не ставшего их преследовать. Но теперь, когда их самый страшный и могущественный враг — египтяне — погиб у них на глазах от Руки Всевышнего, они могли запеть песню, обращенную только к Нему, Царю царей: "Пою Господу, ибо высоко вознесся Он; коня и всадника вверг Он в море... Господь будет царствовать во веки веков!"